Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Режимы прогрева (при напряжении 50- 70 В) приведены ниже.

Температура наружногоДлительность прогрева, воздуха, °С
-10, -2016
-20, -2524
-26, -3032
Ниже -3040

Температура в ребрах блока поднималась в основном до 20 °С, редко выше, и не сказывалась на температуре остальной части массива. При небольших морозах электропрогрев не применяли.

После суточного выдерживания под защитой обогреваемого шатра и удаления цементной пленки стальными щетками, поверхность бетона укрывали слоем опилок толщиной 15- 20 см и шатер переносили на следующий блок. Для предохранения бетона от появления трещин при быстром остывании щитовая зимняя опалубка на лицевых гранях блока не снималась в период с 1 октября до середины апреля. Опалубку рабочих швов снимали после достижения бетоном 50%-ной месячной прочности. При этом разрыв между снятием щитовой опалубки и началом обогрева в шатре не допускали более 2 сут. Для улучшения пожарной безопасности и уменьшения затрат на распалубку грани блоков, выходящие в расширенные швы, опалубливали массивными бетонными блоками массой 7 т, минимальной толщиной 0,7 м, площадью 2,28х1,49 м.

Как показали наблюдения, массивная блочная опалубка, отогретая в шатре с внутренней стороны до 5 °С, хорошо предохраняет бетон от замерзания, создает благоприятный температурный режим между ядром и гранью, а главное, благодаря своей тепловой инерции, предохраняет в дальнейшем уложенный бетон от резких колебаний температур наружного воздуха. Сравнительно небольшие размеры блочной опалубки снижают температурные напряжения в ней до допустимых пределов и предохраняют массив бетона от появления температурных трещин. Время прогрева бетонной опалубки и смежных бетонных поверхностей блока бетонирования не превышает двух суток при температуре в шатре 10, 15 °С и морозе до -30 °С.

Опалубочные бетонные блоки монтировали "насухо". При необходимости выровнять постель применяли сухую цементно-песчаную смесь состава 1:2 толщиной не более 2 см.

В качестве первого слоя при бетонировании вместо раствора применяли бетонную смесь с наибольшей крупностью заполнителей 40 мм, подвижностью 4-6 см. Температура бетонной смеси в слое перед следующим укрытием, как правило, была 7-10°.

Чтобы устранить смерзание заполнителей для бетона при их транспортировании зимой, а также для обеспечения равномерной круглогодичной работы предприятий по их заготовке, на обоих строительствах применяли разработанную "Братскгэсстроем" специальную технологию зимней сухой сортировки, включающую:

  • разработку в летних условиях земснарядами русловых карьеров песчано-гравийной смеси (имеющей крупность до 80 мм) и намыв штабелей на хорошо дренирующее основание с одновременным отмывом пылеватых частиц;
  • промораживание обезвоженных за счет дренажа штабелей на естественном морозе при послойном снятии верхнего промороженного слоя экскаваторами. Обезвоженная смесь в замерзающем состоянии была сыпучей;
  • сортировку на песок и три фракции гравия промороженной сыпучей смеси на гравиесортировочном заводе в помещениях с отрицательной температурой.

По чистоте, количеству и однородности содержания смежных фракций материалы зимней сухой и летней мокрой сортировки идентичны.

На строительстве Братской ГЭС бетонную смесь готовили на бетонном хозяйстве с четырьмя секциями, оборудованными четырьмя бетоносмесителями каждая (выход бетона по 1,6 м3). На Усть-Илимской ГЭС работали один большой завод с двумя модернизированными секциями по 4 бетоносмесителя с выходом до 2,4 м3 и другой, "малый" с 6 бетоносмесителями (выход 1,5 м3 каждый).

Непосредственно в бункерах бетонного завода заполнители не подогревали. На специальных складах предварительному подогреву (паровыми регистрами) подвергали только заполнители мельче 40 мм. Фракции крупных заполнителей свыше 40 мм применялись без отогрева и приобретали температуру бетон-ной смеси в процессе ее транспортирования и укладки.

На обоих гидроузлах контроль качества бетона и его составляющих осуществлял отдел исследования строительных материалов "Братскгэсстроя", имеющий крупные центральные лаборатории на каждой площадке и контрольные посты на всех объектах, начиная от карьеров. На строительстве Усть-Илимской ГЭС "Братскгэсстроем" и Братским филиалом Иркутского политехнического института была разработана и внедрена система оперативного статистического управления качеством приготовления и укладки бетона.

В климатических условиях Восточной Сибири наиболее рациональным методом производства зимних бетонных работ на строительстве массивных плотин является метод укладки бетона "Термос", описанный выше.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая