Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Забор воды на орошение, км3

Река2005 г.2010 г.2030 г.
Дон1,31,62,8
Кубань2,22,32,9
Волга1,41,82,7
Терек2,12,33,4
Прочие водные ресурсы1,92,04,2
Всего по РФ8,910,016,0

Отсюда следует, что масштабы орошения, характеризуемые потребностью в воде, к 2030 г. составят лишь 80% уровня 1980-х годов. В бассейне Волги площади составят около половины орошения в 1985 г., и только в бассейне Терека ожидается 15%-ное превышение этого уровня.

Водоснабжение населения. Хотя, как указывалось выше, на хозпитьевые нужды в стране забирается в среднем около 250 л./сут. на человека, состояние коммунального водоснабжения населения нельзя признать удовлетворительным. Так, в сельских населенных пунктах эта цифра снижается до 50 л./сут. Лишь не значительная часть населения страны (менее 1 млн чел.) получает питьевую воду из поверхностных источников первого класса.

Водный транспорт. Протяженность внутренних водных путей России (реки и озера) составляет более 100 тыс. км. За последние годы интенсивность использования водного транспорта существенно сократилась (см. таблицу).

В Единой глубоководной системе (ЕГС) европейской части России, позволяющей осуществлять бесперевалочные перевозки в судах "река - море" между портами в бассейнах Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, имеются слабые звенья на участках Волги и Камы выше Куйбышевского водохранилища. Эксплуатация Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ при уровнях воды ниже проектных привело к тому, что на порогах шлюзов Нижнегородского и Воткинского гидроузлов и на значительных участках их нижних бьефов не обеспечивается единая транзитная судоходная глубина 4 м. Современные потери в перевозке грузов на Волге и Каме составляют ежегодно около 2,5 млн т. В перспективе эти потери могут возрасти.

Кардинальным решением проблемы нижних бьефов Нижнегородского и Воткинского гидроузлов является повышение подпорных уровней воды Нижнекамского и Чебоксарского гидроузлов до проектной отметки НПУ-68,0 м, что, однако, потребует значительных затрат для компенсации ущербов от затопления в Татарстане, Марий-Эл и Нижегородской обл. В качестве альтернативного решения проблемы судоходства на участке Чебоксары - Нижний Новгород предлагается строительство транспортного гидроузла (шлюз и автодорожный мост) в районе Нижнего Новгорода.

"Транспортная стратегия России на период до 2020 г.", утвержденная Правительством РФ 12 мая 2005 г., предусматривает реконструкцию и капитальный ремонт существующих судоходных гидротехнических сооружений, улучшение воднотранспортного обслуживания районов Крайнего Севера, подготовку к интеграции в международные транспортные коридоры. В частности, в рамках транспортного коридора Север - Юг предлагается строительство Международного морского канала (ММК) "Евразия", соединяющего Азовское и Каспийское моря. Трасса канала протяженностью около 800 км должна пройти по Кумо-Манычской впадине с водоразделом на отметке 27 м и общим перепадом высот 54 м. Создана дирекция ММК "Евразия", ведущая предпроектные проработки.

Вместе с тем, следует обратить особое внимание на проблему безопасности гидротехнических сооружений. Болезни водного хозяйства страны оказались достаточно запущенными, и их лечение потребует немало времени и средств. Министерство природных ресурсов считает, что в настоящее время более 65 тыс. гидротехнических сооружений и коллективов признаются потенциально опасными, и никто сегодня не гарантирует, что такие катастрофы, которые прошли в последние годы на Северном Кавказе, на реках Лене, Зее и Бурее не повторятся вновь.

Особого внимания требуют гидросооружения Волжско-Камского каскада, срок эксплуатации которых составляет 50-60 лет. Настораживает то обстоятельство, что большинство из них построено на мягких грунтах, и поэтому многоводный паводок в сочетании с усиленными дождями, может привести к неожиданным и тяжелым последствиям. Особо это следует отнести к гидросооружениям, которые находятся в подчинении нескольких ве домств и министерств, например, шлюзы - "Минтранса", плотины и дамбы - субъектов федерации, ГЭС - ОАО РАО "ЕЭС России", (после 2008 г. будут переданы компании ОАО "ГидроОГК").

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат
  На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

Энергетики МРСК Северо-Запада провели повторные осмотры линий электропередачи, подвергшиеся воздействию непогоды
  Энергетики МРСК Северо-Запада провели повторные осмотры линий электропередачи, подвергшиеся воздействию непогоды

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2017 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта