Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.
Забор воды на орошение, км3
Река | 2005 г. | 2010 г. | 2030 г. |
---|---|---|---|
Дон | 1,3 | 1,6 | 2,8 |
Кубань | 2,2 | 2,3 | 2,9 |
Волга | 1,4 | 1,8 | 2,7 |
Терек | 2,1 | 2,3 | 3,4 |
Прочие водные ресурсы | 1,9 | 2,0 | 4,2 |
Всего по РФ | 8,9 | 10,0 | 16,0 |
Отсюда следует, что масштабы орошения, характеризуемые потребностью в воде, к 2030 г. составят лишь 80% уровня 1980-х годов. В бассейне Волги площади составят около половины орошения в 1985 г., и только в бассейне Терека ожидается 15%-ное превышение этого уровня.
Водоснабжение населения. Хотя, как указывалось выше, на хозпитьевые нужды в стране забирается в среднем около 250 л./сут. на человека, состояние коммунального водоснабжения населения нельзя признать удовлетворительным. Так, в сельских населенных пунктах эта цифра снижается до 50 л./сут. Лишь не значительная часть населения страны (менее 1 млн чел.) получает питьевую воду из поверхностных источников первого класса.
Водный транспорт. Протяженность внутренних водных путей России (реки и озера) составляет более 100 тыс. км. За последние годы интенсивность использования водного транспорта существенно сократилась (см. таблицу).
В Единой глубоководной системе (ЕГС) европейской части России, позволяющей осуществлять бесперевалочные перевозки в судах "река - море" между портами в бассейнах Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, имеются слабые звенья на участках Волги и Камы выше Куйбышевского водохранилища. Эксплуатация Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ при уровнях воды ниже проектных привело к тому, что на порогах шлюзов Нижнегородского и Воткинского гидроузлов и на значительных участках их нижних бьефов не обеспечивается единая транзитная судоходная глубина 4 м. Современные потери в перевозке грузов на Волге и Каме составляют ежегодно около 2,5 млн т. В перспективе эти потери могут возрасти.
Кардинальным решением проблемы нижних бьефов Нижнегородского и Воткинского гидроузлов является повышение подпорных уровней воды Нижнекамского и Чебоксарского гидроузлов до проектной отметки НПУ-68,0 м, что, однако, потребует значительных затрат для компенсации ущербов от затопления в Татарстане, Марий-Эл и Нижегородской обл. В качестве альтернативного решения проблемы судоходства на участке Чебоксары - Нижний Новгород предлагается строительство транспортного гидроузла (шлюз и автодорожный мост) в районе Нижнего Новгорода.
"Транспортная стратегия России на период до 2020 г.", утвержденная Правительством РФ 12 мая 2005 г., предусматривает реконструкцию и капитальный ремонт существующих судоходных гидротехнических сооружений, улучшение воднотранспортного обслуживания районов Крайнего Севера, подготовку к интеграции в международные транспортные коридоры. В частности, в рамках транспортного коридора Север - Юг предлагается строительство Международного морского канала (ММК) "Евразия", соединяющего Азовское и Каспийское моря. Трасса канала протяженностью около 800 км должна пройти по Кумо-Манычской впадине с водоразделом на отметке 27 м и общим перепадом высот 54 м. Создана дирекция ММК "Евразия", ведущая предпроектные проработки.
Вместе с тем, следует обратить особое внимание на проблему безопасности гидротехнических сооружений. Болезни водного хозяйства страны оказались достаточно запущенными, и их лечение потребует немало времени и средств. Министерство природных ресурсов считает, что в настоящее время более 65 тыс. гидротехнических сооружений и коллективов признаются потенциально опасными, и никто сегодня не гарантирует, что такие катастрофы, которые прошли в последние годы на Северном Кавказе, на реках Лене, Зее и Бурее не повторятся вновь.
Особого внимания требуют гидросооружения Волжско-Камского каскада, срок эксплуатации которых составляет 50-60 лет. Настораживает то обстоятельство, что большинство из них построено на мягких грунтах, и поэтому многоводный паводок в сочетании с усиленными дождями, может привести к неожиданным и тяжелым последствиям. Особо это следует отнести к гидросооружениям, которые находятся в подчинении нескольких ве домств и министерств, например, шлюзы - "Минтранса", плотины и дамбы - субъектов федерации, ГЭС - ОАО РАО "ЕЭС России", (после 2008 г. будут переданы компании ОАО "ГидроОГК").