Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

В перспективе объектами Богучанского территориального энергопромышленного комплекса, создание которого было предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 65 от 1 февраля 1971 г. "О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971-1980 гг. производственных сил Красноярского края", должно использоваться до 25% выработки Богучанской ГЭС. Этим же Постановлением Богучанская ГЭС была включена в список строительства объектов в 10-й пятилетки (1976-1980 гг.). Решением Президиума Совета Министров СССР (протокол №18 от 28.04.74) Министерству энергетики и электрификации СССР было разрешено начать строительство автодороги Седаново - Богучанская ГЭС, к которому и приступили в 1975 г. в объемах, согласованных с Госпланом СССР. В том же году были начаты подготовительные работы по созданию в районе створа гидроузла опорного пункта и пионерной производственной базы строительства в Кодинской заимке. Одной из особенностей Богучанской ГЭС является то, что ее местоположение совпадает с районом концентрации полезных ископаемых и уникальных лесных ресурсов среднего Приангарья, что предопределяет ее роль как пионерного объекта Богучанско-го территориального энергопромышленного комплекса (ТЭПК). Рассматриваемый район располагает запасами железных руд, бокситов, титанового сырья, угля, минеральных строительных материалов и других полезных ископаемых. В сферу непосредственного влияния Богучанской ГЭС попадает территория площадью 148 тыс. км2, на которой проживает около 50 тыс. чел. Место строительства ГЭС было удалено от Транссибирской железнодорожной магистрали почти на 400 км. В свое время 306-километровая железнодорожная линия Решеты - Богучаны, строящаяся по титулу Минлеспрома СССР, была доведена и сдана в промышленную эксплуатацию до станции Карабула (261 км). Дальнейшее ее строительство было прекращено из-за отсутствия источников финансирования.

В перспективе эта железнодорожная линия должна была примкнуть к Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которую намечалось проложить по правому берегу Ангары из района Усть-Илимска до Лесосибирска на Енисее. Однако сроки строительства этой магистрали не были установлены. Поэтому основной транспортной магистралью, которая могла связать район строительства Богучанской ГЭС с ближайшими промышленными центрами - городами Братском и Усть-Илимском, где имелись базы строительной индустрии, являлась автодорога Седаново - Богучанская ГЭС протяженностью около 260 км.

В теплое время года дополнительной транспортной магистралью являлась р. Ангара, а в холодное время - автозимники. Климат района строительства - резкоконтинентальный, с суровой холодной продолжительной зимой и жарким коротким летом. Среднегодовая температура воздуха -3,2 оС, абсолютный минимум -57 оС, абсолютный максимум +38 оС. Среднемноголетний сток Ангары в створе гид-роузла равен 107,7 км3, среднемноголетний расход - 3400 м3/с. Максимальные расходы реки в современных условиях составляют от 12 400 до 16 700 м3/с, максимальный паводок - свыше 22 тыс. м3/с. Структура генерального плана гидрокомплекса складывалась из четырех первоочередных образований:

  • гидроузла;
  • строительной базы;
  • города гидростроителей;
  • площадки правого берега.

В Минэнерго СССР было принято решение возводить на Богучанской ГЭС каменно-набросную плотину с центральной асфальтобетонной диафрагмой.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая