Новости энергетики

источник новостей - eprussia.ru

Потери в теплосетях России в среднем достигают 20-30%

Потери в теплосетях России в среднем достигают 20-30%

Потери в теплосетях России в среднем достигают 20-30%, происходит стремительное ухудшение надежности и качества теплоснабжения. Об этом заявил председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный на круглом столе, посвященном практике применения «альтернативной котельной» в теплоснабжении.

Федеральный закон № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» был принят в июле 2017 года для привлечения частных инвестиций в модернизацию теплоэнергетики. Его стратегической целью заявлено повышение эффективности функционирования и комплексного развития систем теплоснабжения на основе организации перехода отдельных поселений, городских округов на новую (целевую) модель рынка тепловой энергии, так называемую «альтернативную котельную».

Павел Завальный напомнил, чем была вызвана необходимость разработки этого закона: «Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. На расходы отрасли направляется около половины всего объема топлива в нашей стране. На протяжении десятилетий в отрасли копятся проблемы, среди которых высокий износ оборудования, в том числе тепловых сетей, неоптимальная загрузка систем теплоснабжения, рост дебиторской задолженности за потребляемые коммунальные ресурсы».

По его мнению, отрасль нуждается в серьезной модернизации, объем необходимых инвестиций оцениваются в 2,5-3 трлн. рублей до 2025 года, текущих вложений в объеме порядка 90 млрд. рублей в год явно недостаточно. Действующая модель организации отрасли не способствует не только привлечению дополнительных инвестиций, но и эффективному использованию тех, которые удается привлечь.

«Для преодоления проблемы был разработан и принят Федеральный закон от 29 июля 2017 № 279-ФЗ. Заложенная в нем модель предполагает отказ от прямого регулирования тарифов и внедрение с согласия глав регионов и муниципалитетов принципа ценообразования на основе утверждаемой предельной цены замещающего источника - «альтернативной котельной», пояснил Павел Завальный.

И.о. заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Юлия Бондаренко отметила, что на сегодня нормативная база, необходимая для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии, полностью сформирована. При этом были учтены опасения и рекомендации, которые высказывались при обсуждении законопроекта и нормативных актов к нему, в частности, касательно рисков негативных ценовых последствий перехода на альтернативную котельную.

«Законодательством обеспечены поэтапность перехода и регламентированы механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Выполняется принцип добровольности вступления в ценовую зону теплоснабжения. Практически все риски, связанные с повышением «цены альтернативной котельной», могут быть сняты нормативным образом - для этого предусматриваются различные механизмы», - сказала Юлия Бондаренко.

На текущий момент Правительство РФ одобрило переход на «альтернативную котельную» четрыех муниципальных образований: Рубцовск (Алтайский край), рабочий поселок Линево (Новосибирская область), Барнаул (Алтайский край) и Ульяновск (Ульяновская область). В Рубцовске и р.п. Линево переходный период в ценовую зону теплоснабжения завершен, в Ульяновске и Барнауле – переходный период заканчивается 1 января 2020 года.

Таким образом, на настоящий момент в ценовых зонах теплоснабжения проживает более 1,5 млн. человек, притом, что по состоянию на 1 января 2019 года этот показатель составлял 160,6 тыс. человек.

Суммарно, благодаря переходу на модель альтернативной котельной в у пилотных муниципальных образованиях реализуются инвестиционные проекты на общую сумму около 19 млрд. рублей. Инвестиции в основном планируются в модернизацию или строительство тепловых сетей как основной источник низкой эффективности и низкой надежности теплоснабжения.

Сегодня на рассмотрении находится обращение по отнесению к ценовой зоне теплоснабжения Оренбурга, до конца 2019 года ожидаются обращения от пяти городов, среди которых Самара, Тольятти, Владимир, Красноярск и Канск. В 2020 году ожидаются обращения еще от 20 городов: Балаково, Иваново, Инта, Йошкар-Ола, Кирово-Чепецк, Медногорск, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Пермь, Саранск, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта, Чайковский, Чебоксары, Черногорск, Абакан, Белово, Бийск.

В Минэнерго считают, что несмотря на положительную динамику перехода муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения, скорость процесса недостаточная, учитывая наметившуюся тенденцию к ухудшению надежности теплоснабжения в стране.

 

 

18.12.2019 13:30:09

 

 

 

К списку новостей