Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Новости энергетики

Что или кто мешает «голубому топливу» прийти в Забайкалье?

Что или кто мешает «голубому топливу» прийти в Забайкалье?
  Забайкальский край до сих пор не газифицирован природным газом. И хотя планы по снабжению этого региона «голубым топливом» разработаны, они до сих пор не воплощаются. Нет и конкретики, когда же начнется их реализация.
Вряд ли окупится?

Причин, почему Забайкалье до сих пор не газифицировано, называется несколько. По словам Александра Бутырского, врио министра территориального развития Забайкальского края, затраты на газификацию такого малозаселенного региона вряд ли окупятся. К слову, по данным официальной статистики, в Забайкальском крае проживает чуть больше миллиона человек.

Представители ОАО «Газпром» рассматривали данный вопрос еще в 2008-2009 гг. Речь шла о строительстве трубопровода до границ с Китаем и газификации всех электростанций региона. Подсчитали, что с переводом генерации на газ, стоимость киловатт-часа и одной гигакалории возросла бы в три раза. То есть если уж и затевать газификацию, то исключительно в существующем русле – для быта и малых предприятий, с использованием сжиженного природного и углеводородного газа. Предполагается, что на территории Республики Бурятия создадут завод сжиженных углеводородов. По железной дороге газ будет везтись в Забайкальский край. В Забайкалье же построят пять газораздаточных станций, откуда «голубое топливо» отправится автомобильным транспортом до конечного потребителя.

Напомним, что такая схема предполагается государственной Восточной программой, координатором которой назначено ОАО «Газпром». Во исполнение программы губернатором Забайкалья и руководством компании в 2010-м был подписан договор о газификации. Газификация края на первом этапе будет проводиться с использованием сжиженного углеводородного газа (СУГ), и сжиженного природного газа (СПГ), а в отдаленной перспективе — трубопроводного газа.

О сроках выполнения договора, о ближайших и далеких перспективах не смогли рассказать даже в «Газпроме» на февральской встрече с региональными журналистами. Судя по картам, иллюстрирующим Восточную газовую программу, трубопровод «Сила Сибири» по территории Забайкалья не пройдет.

Сегодня некоторые бытовые потребители региона пользуются сжиженным углеводородным газом. Его поставляет ОАО «Читаоблгаз». Предприятие обслуживает 330 населенных пунктов Забайкальского края, 204 тысячи газифицированных квартир.

- Газификация Забайкальского края – это, прежде всего, социальный проект. Бизнес вряд ли согласится на его реализацию без участия федерального бюджета, - считает Евгений Касьянов, известный забайкальский аналитик, профессор математики и экономики, директор инвестиционной компании. – На разработку одного из ближайших к нам месторождений «голубого топлива», Ковыктинского, потребуется 12 млрд. долларов. Газопровод от Ковыкты через Иркутскую область, с обходом Байкала (длина трубы - 2000 км) обойдется в 8 млрд. долларов. Итого, 20 млрд. долларов. Сегодня много говорится о способах доставки газа в Забайкалье. Железнодорожным транспортом, я считаю, будет дороже, чем трубопроводом.
Газовые маршруты

Осваивать Ковыктинское (Иркутская область) и Чаяндинское месторождения (Якутия) только лишь для нужд российских потребителей, «Газпрому» невыгодно, уверен Евгений Касьянов. Потому, рациональнее, наряду с газификацией российских регионов, будет экспортировать «голубое топливо» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И, вероятнее всего, экспортная политика будет преобладать. Это видно даже из схем прокладки трубопроводов. Самым идеальным маршрутом для зарубежных покупателей могла бы стать ветка Ковыкта-Иркутск-Монголия-Китай, она относительно коротка. Идеальным вариантом для Забайкалья и Республики Бурятия был бы маршрут Ковыкта-Иркутск-Улан-Удэ-Чита. Но данный маршрут невыгоден для Китая.

Еще один вариант (который сейчас озвучивается «Газпромом» при презентации «Восточной газовой программы»): Чаяндинское месторождение-Сковородино-Благовещенск-Китай. С этим проектом отрезок трубы мог бы прийти в Забайкалье (Сковородино-Могоча). Однако такой газоотвод не рассматривается вовсе.

-На мой взгляд, логичнее в Забайкальском крае, который является угледобывающим регионом, добиваться удешевления угля. То, что у нас большая топливная составляющая в энергии - это абсурд, - уверен Касьянов. – Необходимо принудительное разделение Сибирской угольной энергетической компании на несколько независимых, которые будут заинтересованы в конкуренции и гибкой ценовой политике.

Константин Фокин, генеральный директор ОАО «Читаоблгаз» выступает за глобальную газификацию и справедливо отмечает, что «голубое топливо» поможет решить и многие социальные проблемы. Газ экологичнее угля, его удобнее использовать в быту и на предприятиях. А что как не комфорт должно сдержать отток населения из региона? Низкая плотность населения и малое число промышленных потребителей – не оправдание.

-Государству и правительству выгодно, чтоб люди здесь жили, а чтоб они не мигрировали в соседние области, необходимо создавать комфортные условия проживания. Газификация как раз поможет эти условия сформировать, — уверен Константин Фокин. – Наше предприятие готово встретить магистраль: спроектировать и построить сеть распределительных трубопроводов. Буду настаивать, чтобы труба с газом все-таки пришла в Забайкальский край.

И раз уж газификация – дорогой проект, необходимо привлекать федеральные средства, активно заявлять в федеральные программы развития, - считает Константин Фокин. Виолетта ВДОВЯК

 

К списку новостей энергетики

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2017 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта