Новости Фотогалерея Юбилей А.Н. Семенова Публикации Архив Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем Чернобыль 25 лет спустя Научно-техническая газета Новости энергетики Выставки, семинары, форумы в энергетике Все новости энергетики |
 |
Новости энергетики
Российские трансформаторы выбирают по цене
Российские производители силовых трансформаторов вправе гордиться своими достижениями - по данным профессионального сообщества, общая производительность всех компаний РФ «перекрывает» потребности отечественной энергетики в несколько раз. В числе последних достижений отечественного трансформаторостроения - создание первого в стране блочного трансформатора сверхвысокого класса напряжения 750 кВ для Калининской АЭС, создание нового поколения трансформаторов и автотрансформаторов на напряжение 750 кВ, разработка и освоение производства нового поколения трансформаторного оборудования на классы напряжения 110-500 кВ. Но, как считает Виктор Ковалев, президент Международной ассоциации по трансформаторам, высоковольтной аппаратуре, электротехнической керамике и другим комплектующим изделиям и материалам (ТРАВЭК), достижения отечественных производителей и разработчиков не оценены в должной мере – основным критерием для выбора трансформатора в большинстве случаев является его цена. - В соответствии с Программой модернизации электроэнергетики, одобренной Правительством РФ, ежегодная потребность в силовых трансформаторах в России составляет не более 45 тысяч МВА. В то же время уже имеющиеся производственные возможности только одного из российских предприятий-производителей составляют 60 тысяч МВА в год. С учетом возможностей других трансформаторных заводов России потребность энергетиков в силовых трансформаторах перекрывается в несколько раз. Кроме того, Россия – традиционный рынок для поставки силовых трансформаторов из Украины (завод «ЗТР» в городе Запорожье) и других стран СНГ. На рынок силовых трансформаторов России выходят и крупные зарубежные компании. Все это резко увеличивает конкуренцию в данном секторе рынка, приводящую к негативным последствиям, таким, как проявление недобросовестной конкуренции, сокращение объемов производства на действующих российских заводах, и так далее. К сожалению, государство практически не оказывает никакой помощи отечественным производителям. Более того, ни государство, ни крупнейшие заказчики не стимулирует развитие отрасли в направлении выпуска нового энергосберегающего оборудования, так как не изменяют (через изменение ГОСТов на трансформаторы, которые не пересматривались с 80-х годов прошлого века) требования к характеристикам трансформаторов. До сих пор основной критерий при выборе поставщика – цена трансформатора. Более правильно оценивать капитализированную стоимость или стоимость владения, которая учитывает не только цену трансформатора, но и стоимость потерь в трансформаторе за расчетный срок службы, а также затраты на эксплуатацию и обслуживание. Между тем за последние годы российские производители энергетического оборудования достигли значительных технологических и производственных успехов. В частности, за последние 5 лет освоено производство нового поколения трансформаторного оборудования на классы напряжения 110-500 кВ (потери электроэнергии в оборудовании снижены на 20-40 процентов), создано новое поколение трансформаторов и автотрансформаторов на напряжение 750 кВ, производство которого впервые освоено на территории России. Также разработано новое поколение шунтирующих реакторов пространственной конструкции с существенно сниженными электрическими потерями и улучшенными массогабаритными и виброакустическими характеристиками, разработан, изготовлен и поставлен в энергосистему Западной Сибири энергоэффективный управляемый подмагничиванием линейный шунтирующий реактор мощностью 180 МВА на напряжение 500 кВ. В 2010 году был создан первый в России блочный трансформатор сверхвысокого класса напряжения 750 кВ, мощностью 417 МВА типа ОРЦ-417000/750 для Калининской АЭС. При разработке конструкции трансформатора ОРЦ-417000/750 потери холостого хода по сравнению с предельными допустимыми значениями по ГОСТ 17544-85 снижены на 43 процента, потери короткого замыкания – на 24 процента. Транспортная масса снижена на 15 процентов, полная масса – на 11,9 процентов, масса масла – на 22 процента. И наконец, в 2010-2011 годах была выполнена разработка и освоено производство первых отечественных автотрансформаторов сверхвысокого класса напряжения 750 кВ, мощностью 417 МВА типа АОДЦТ-417000/750/500. Первые автотрансформаторы этого типа были изготовлены и поставлены на ПС 750 кВ «Грибово». Расспрашивала Ольга Мариничева
К списку новостей энергетики |