Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Новости энергетики

Сергей Анисимов: госкомпании ТЭКа пересмотрят инвестпрограммы

Сергей Анисимов: госкомпании ТЭКа пересмотрят инвестпрограммы
  Напомним, 12 сентября был введен расширенный пакет экономических санкций против России. Специально для нашей газеты исполнительный директор Ассоциации региональных энергетических компаний (МАРЭК) Сергей Анисимов какие последствия могут последовать от санкций зарубежных государств для российской энергетики.

– Конечно, введённые зарубежными странами санкции вызовут необходимость того, что госкомпаниям ТЭКа придется пересматривать инвестпрограммы. Это касается Крыма, Ростовской области, Краснодарского края в части электроэнергетики и, конечно, с учетом запуска «Южного потока», – газопровода в части повышения надежности поставки газа в Европу. Он занимает особое место в азиатском направлении транспортировки газа и нефти.

Вообще, если говорить обобщенно об инвестиционных программах энергетических компаний России, то «крест Чубайса», обещавший рост потребления энергии и приток инвестиций в ТЭК, нам сегодня только снится. Внутри страны снизились темпы экономического роста, в связи с чем главным приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭКа, а модернизация и реконструкция объектов энергетического сектора страны. На корректировке инвестиционных программ предприятий ТЭКа скажется и изменение внешнеэкономических и политических отношений. Необходимо отметить оптимистичные параметры Энергетической стратегии страны, которые являются ориентиром при формировании инвестиционных программ предприятий ТЭКа.

Какие «подводные камни» ждут инвесторов? Прежде всего, это прогноз социально-экономического развития страны. Так, правительством Российской Федерации 15 мая 2014 года одобрены сценарные условия основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – сценарные условия), которыми предусмотрено увеличение тарифов на тепловую энергию с июля 2015 года на 6 процентов. Для формирования тарифных предложений на 2015 год в соответствии со сценарными условиями рекомендуем использовать показатели инфляции и индексы цен производителей: индекс потребительских цен (для определения расходов по оплате труда и социальным выплатам) – 105,1; индекс цен производителей промышленной продукции (для определения расходов по статьям условно-постоянных расходов, кроме оплаты труда, социальных выплат, амортизации, налога на имущество) – 104,6; индекс цен на природный газ – 106,0 с 1 июля; индекс цен на энергетический уголь – 104,9; индекс цен на топочный мазут – 103,4; индекс тарифов на железнодорожные перевозки грузов – 106,0; индекс цен (регулируемых тарифов и рыночных цен) на электрическую энергию – 106,8-108,4.

При этом предприятия энергетики в своей индексной модели при расчётах прогнозируемых цен имеют рост от 15 до 25 процентов. Следовательно, при формировании тарифов на услуги и продукцию предприятий энергетики и ЖКХ для инвестиционных программ не предполагается источников. Органам государственного регулирования непросто упаковать затраты по операционной деятельности предприятий, подлежащих государственному регулированию, в установленные индексы роста; за бортом остаются даже ранее образовавшиеся выпадающие доходы, то есть их возмещение. Эти проблемы очень остро затронули предприятия электрических сетей в части льготного присоединения социальных потребителей по 550 рублей. Не срабатывает в нынешних параметрах и RAB-регулирование, что подтверждается ростом объёмов сглаживания от года к году.

Имеются и нестыковки в законодательстве, которые отрицательно влияют на формирование инвестиционных программ: к примеру, утверждение схем теплоснабжения и использование их при обосновании тарифов на тепловую энергию в части формирования источников в прогнозируемых доходах, где количественные параметры не соответствуют среднестатистическим, что ведёт к снижению прогнозируемых к утверждению тарифов. Или распиаренный принцип альтернативной котельной, который сократит количество инвестиционных программ по развитию теплофикации, поставит под угрозу выполнение Энергетической стратегии, где предусмотрено сокращение к 2035 году вклада ТЭКа в ВВП в 1,6–1,7 раза при снижении энергоемкости ВВП в два раза, электроемкости – в 1,7 раза.

Существуют также проблемы взаимоотношений сторон в реализации проектов – большая закредитованность предприятий ТЭКа по уже реализуемым объектам, а также срыв сроков возврата средств инвесторам приводят к разногласиям, которые стороны пытаются решать в судах. Эмбарго со стороны японских производителей энергетического оборудования потребует пересмотра типов оборудования, заложенных в инвестиционных программах, и замены его на китайское либо иное.

Правительство РФ много делает для защиты интересов инвесторов и сохранения источников для реконструкции и перевооружения. Так, например, принято постановление правительства РФ №750 от 31 июля 2014 года «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе»; Федеральная служба по тарифам совместно с электросетевыми организациями разработала методику для регулирования предприятий электрических сетей методом сравнения; необходимо отметить развернувшиеся мероприятия по общественному обсуждению инвестиционных программ предприятий энергетики, что значительно повышает их качество.

В то же время приходится констатировать дальнейшее сокращение планов инвестиционной деятельности при сохранении надёжности снабжения потребителей. Ввод основных фондов и привлечение кредитов или выплаты инвесторам инвестиционного дохода приводят к значительному росту уровня тарифов предприятий ТЭКа, что не позволяет вписаться в предельные уровни тарифов, прогнозируемых Минэкономразвития, так необходимых для индустриализации всей страны в нынешних условиях.
 Подготовила Ирина КРИВОШАПКА

 

К списку новостей энергетики

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта