Новости энергетики

источник новостей - eprussia.ru

Эксперты обсудили проблематику развития рынка электротранспорта в РФ

Эксперты обсудили проблематику развития рынка электротранспорта в РФ

15 февраля 2022 года состоялся вебинар на тему «Рынок электрического транспорта в России: перспективы, риски и вызовы». Это была уже вторая онлайн встреча из серии «Настоящее и будущее российского электротранспорта» в рамках подготовки к выставке «Электротранс», которая пройдет в Москве 11-13 мая 2022 года. #электромобили #новости_энергетики

Модераторами дискуссию выступили Рашид Артиков, член президиума Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации ФС РФ по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, руководитель секции «Поддержка отечественного производителя», Заместитель председателя секции «Интеллектуализация и роботизация электротранспортных систем», член оргкомитета Российской недели общественного транспорта и Валерий Пресняков, главный редактор газеты «Энергетика и промышленность России».

«Сегодня перед нами стоит вопрос – что нужно делать в первую очередь: насыщать рынок электротранспортом или развивать соответствующую инфраструктуру, а именно электрозаправки. Или, возможно, необходимо заниматься этими задачами параллельно. На мой взгляд, в первую очередь нужно решать вопрос установки электрозаправок», - считает Рашид Артиков.

Он напомнил, что по этому пути шли Европа, Старый Свет, Америка, где в начале со стороны правительства и крупных компаний дотировалось установка электрозаправок. Потребитель видел, что заправок много, и охотнее приобретал электротранспорт.

«Эти страны первыми прокладывали дорогу, а первым всегда тяжелее. Нам немного проще. Образно говоря, мы вписываемся в струю, и уже можем решать вопросы о том, как переходить с двигателя внутреннего сгорания на электротранспорт, нужно ли делать это во всех регионах одновременно или стоит идти поэтапно, и какие усилия должны предпринять правительство и местные органы власти для развития в РФ электротранспорта», - подчеркнул эксперт.

Между тем, как отметил директор фонда поддержки социально значимых проектов в области электротранспорта и альтернативной энергетики Альтэнит (г. Москва) Сергей Забелин, рынок электрического транспорта в России является зоной повышенного предпринимательского риска.

Один из главных рисков заключается в том, что в России нет рынка электротранспорта. К настоящему моменту, по оценкам аналитиков, в нашей стране насчитывается всего 12-13 тысяч электрокаров. Из-за отсутствия как такового рынка сбыта могут возникнуть проблемы с участием в госпрограммах субсидиарной поддержки.

Следующий риск – технологическая вторичность нашего рынка. Чтобы ее преодолеть, нужно заниматься локализацией технологий.

Еще один риск связан с разнонаправленностью деятельности лоббистов.

«К вопросу о том, на чем нам сегодня нужно сконцентрировать внимание — на создании инфраструктуры или насыщении рынка электротранспортом. Можно посмотреть опыт компании Tesla, которая ставила зарядные станции самостоятельно. С учетом этого опыта развивался китайский электроавтопром. Могу рекомендовать коллегам обратить внимание на Турецкую Республику, где производство электрокаров и развитие зарядной инфраструктуры идут параллельно, но приоритет отдается все-таки производству электромобилей. То есть электромобиль выступает как двигатель зарядной инфраструктуры, без него эта история мало кому была бы интересна», - считает спикер.

Он также упомянул об отсутствии последовательной политики поддержки, которая пока находится в стадии формирования. Напомним, 23 августа 2021 году Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Она будет реализована в два этапа: 2021-2024 гг. и 2025-2030 гг. К концу первого этапа планируется выпуск не менее 25 тыс. электрокаров и запуск по всей стране 9,4 тыс. зарядных станций.

По мнению директора по аналитике Change Mobility Together («Центр технологического консалтинга», г. Санкт-Петербург) Андрея Таршина, развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта становится делом не только государства и больших компаний, которые, как например, нефтяные строят зарядные станции. Сегодня зарядные станции могут строить девелоперы, и они это делают, к примеру, в Санкт-Петербурге, где каждый новый дом или офисное пространство автоматически оборудуется зарядными станциями и парковками.

Эксперт подчеркнул, что растет число способов развития зарядной инфраструктуры: установка зарядных станций на АЗС, мобильные станции, станции быстрой зарядки, шоссе с индуктивной зарядкой, обязательное оборудование станциями новых зданий и т.д.

Характерно, что развитием инфраструктуры занимаются как правительства различных стран, так и крупные автопроизводители, энергетические компании, стартапы и даже сети ресторанов быстрого питания. При этом владельцы электрокаров не хотят специально заезжать на ЭЗС, они предпочитают совмещать заправку с досугом или работой.

Вместе с тем, наблюдается тренд на развитие V2G систем (Vehicle-to-grid, «Автомобиль – Сеть»). Данная технология позволяет передавать неиспользованную энергию от автомобиля в «умную сеть электроснабжения» (smart grid). В Италии уже запустили крупнейшую в мире установку, работающую по технологии V2G.

Представитель АНО по развитию инфраструктуры для электроавтомобилей «Рестарт» (г. Казань) Рустем Галимзянов убежден в том, что если у владельца электромобиля будет своя розетка у многоквартирного дома, то коммерческие станции будут не нужны.

Он также привел статистику по Республике Татарстан, где на 25 декабря 2020 года было 80 электромобилей, шесть быстрых и 11 медленных ЭЗС. К 2 сентября 2021 года эти показатели выросли до более 100 электромобилей, 13 быстрых и более 25 медленных ЭЗС. На 15 февраля 2022 года в Республике свыше 200 электромобилей, 26 быстрых ЭЗС и более 30 медленных ЭЗС. При этом 14 зарядных станций установила сетевая компания, 8 – «Татнефть» и четыре – прочие организации.

Рустем Галимзянов рассказал о нескольких конкретных кейсах участия представляемой им НКО в реализации проектов по зарядной инфраструктуре для электромобилей, а также озвучил ряд предложений, которые призваны помочь формированию в РФ рынка электротранспорта и развитию необходимой инфраструктуры.

В завершение дискуссии эксперты еще раз подчеркнули актуальность обсуждаемой проблематики и поблагодарили организаторов за возможность обменяться мнениями с коллегами.

Организаторами мероприятия выступили редакция газеты «Энергетика и промышленность России» и оргкомитет выставки «Электротранс». Запись вебинара доступна здесь.

 

 

16.02.2022 12:01:12

 

 

 

К списку новостей