Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Публикации

Ленинскому плану ГОЭЛРО девяносто пять!

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ГОЭЛРО

Одной из первоочередных задач реализации плана явилось восстановление и создание новых предприятий топливной промышленности. Нужно было ликвидировать жесточайший топливный кризис, охвативший страну; улучшить структуру топливного баланса и создать новые транспортные возможности по доставке топлива потребителям.

С середины 20-х и в течение 30-х годов наряду с вводом в строй разрушенных предприятий было начато сооружение ряда новых заводов тяжелой промышленности. Среди них Магнитогорский металлургический комбинат на Урале, Кузнецкий – в Сибири, Керченский и Криворожский – на Украине; тракторные заводы в Волгограде, Харькове, Челябинске, сельскохозяйственного машиностроения в Ростове; автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде, заводы химической промышленности; Луганский паровозостроительный, шарикоподшипниковый и трансформаторный заводы в Москве; Уральский и Ново-Краматорский машиностроительный заводы и ряд других крупных энергоёмких промышленных объектов.

Были построены десятки новых городов в разных районах страны. Впервые в нашей стране начался массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов, синтетического каучука, различного вида вооружения и военной техники. За 1929—1941 годы вступило в строй около 9 тыс. крупных предприятий. Темпы роста тяжелой промышленности были в несколько раз выше тех, что были в дореволюционной России в 1900—1913 годах. К концу 1930-х годов Советский Союз вышел на второе место после США по объему национального дохода, а по многим показателям обогнал Францию, Великобританию, Германию и даже США.

Основой проведения индустриализации, развития транспорта, сельского хозяйства и социальной сферы страны явилось, как это и намечалось планом ГОЭЛРО, развитие электроэнергетики, опирающееся на создание и развитие отечественного энерго-и-электромашиностроения. В эти годы ленинградский металлический завод освоил производство паровых и гидравлических турбин. На заводе «Электросила» был налажен выпуск генераторов, а на заводах «Электроаппарат» и Московском трансформаторном началось производство электрооборудования. Несколько позднее был построен Харьковский турбогенераторный завод и ряд других предприятий энергомашиностроения и электротехнического оборудования. Все это обеспечивало вытеснение импортного и перевод энергостроительства на отечественное оборудование.

Намеченная планом ГОЭЛРО программа строительства новых районных электростанций была успешно выполнена. Вместо 30-ти районных электростанций было сооружено сорок. На них устанавливалось современное энергетическое оборудование, соответствовавшее уровню передовой техники того времени. С каждым годом увеличивались централизация производства электроэнергии и мощность районных электростанций. Неукоснительно соблюдался принцип увеличения единичных мощностей; как отдельных агрегатов, так и электростанций. Уже в 1935 году работало 13 электростанций единичной мощностью 100 и более тыс. кВт. К этому времени СССР выполнил план ГОЭЛРО по производству электроэнергии и занял по этому показателю второе место в Европе и третье в мире. Рост производства электроэнергии значительно опережал рост валовой продукции промышленности, что свидетельствовало о широком внедрении техники электричества во все сферы народного хозяйства.

Нельзя не отметить, что Герберт Уэллс, снова посетивший Россию в 1934 году, был поражён переменами. План, казавшийся ему когда-то чистой фантастикой, был перевыполнен, а страна, преодолев «мглу» наращивала темпы преобразования экономики.


Таблица 2: Выполнение плана ГОЭЛРО

Показатели

1913г.

1920г.

План ГОЭЛРО

1930г.

1935г.

Год выполнения плана ГОЭЛРО

Валовая продукция промышленности (1913 г. = 1)

1

0,14

1,8-2

2,5*

5,6*

1929-1930

Мощность ГРЭС, млн. кВт

0,2

0,25**

1,75

1.4

4,1***

1931

Производство электроэнергии, млрд. кВт- ч

2,0

0,5

8,8

8,4

26,3

1931

Уголь, млн. т

29,2

8,7

62,3

47,3

109,6

1932

Нефть, млн. т

10,3

3,9

11,8-10.4

18,5

25,2

1929-1930

Торф, млн.т

1.7

1,4

16,4

8,1

18,5

1934

Железная руда, млн.т

9,2

0,16

19,6

10,7

26,8

1934

Чугун, млн.т

4.2

0,12

8,2

5,0

12,5

1934

Сталь, млн.т

4,3

0,19

6,5

5,8

12,6

1933

Бумага, тыс.т

269,2

30,0

653,5

495,3

640,8

1936

* По крупной, промышленности. По всей продукции промышленности в I 930 г. по сравнению с 1913 г. валовая продукция возросла в 1,9 раза, в 1935 г. — в 4,1 раза..

** 1921 г.

*** Кроме того, на крупных промышленных электростанциях районного значения введено 0,5 млн. кВт.

В докладе «Пятилетний план развития народного хозяйства СССР» с которым Г.М. Кржижановский, уже как председатель Госплана, выступил 29 мая 1929 года на V съезде Советов сказал: «… мы имеем поразительное совпадение научного анализа, который был нашим преимущественным средством в ту пору, когда мы составляли план ГОЭЛРО, с данными тех больших и сложных расчётов, которыми располагали при разработке пятилетки». План ГОЭЛРО положил начало государственной системе планирования в СССР. Он предвосхитил теорию, методологию и проблематику будущих пятилетних планов и явился первым в истории перспективным единым общегосударственным планом развития всех сфер экономики на основе электрификации. И в этом величие его исторического значения.

Задания второго и третьего пятилетних планов (1933 – 1942 гг.) поставили новые задачи по дальнейшему развитию электрификации страны, укреплению электроэнергетического хозяйства и развитию экономики в целом. В предвоенные годы успешно развивалась промышленность на основе внедрения техники электричества в технологию производственных процессов. При этом значительно возросла мощность электродвигателей рабочих машин и механизмов. Так, по сравнению с 1920 годом, мощность двигателей к 1941 году увеличилась в среднем более чем в пять раз, мощность электрического привода возросла в 24 раза. Началось развитие электрификации железнодорожного транспорта. Протяжённость электрифицированных железных дорог в 1940 году достигла 1900 км. Продолжалась электрификация силовых процессов в сельском хозяйстве.

Развитие электроэнергетики страны значительно опережало темпы роста промышленной продукции. Если промышленная продукция с 1913 по 1940 год увеличилась в 8-9 раз, то выработка электроэнергии за тот же период возросла в 24 раза. В основных промышленных районах страны были образованы крупные объединенные энергосистемы, включавшие в себя мощные тепловые станции, гидроэлектростанции и теплоэлектроцентрали. Самая большая гидроэлектростанция того времени, гордость советской гидроэнергетики – Днепрогэс, достигла мощности 560 МВт, а общая мощность ГЭС составила в 1940 году 1590 МВт.

Таблица 3: Рост установленной мощности электростанций и производства электроэнергии в СССР

Год

Мощность электростанций

Производство электроэнергии

млн. кВт

в единицах к 1913

млрд. кВт.ч

в единицах к 1913

1913

1921

1925

1930

1935

1940

1,141

1,228

1,397

2,875

6,923

11,193

1,00

1,08

1,23

2,52

6,08

9,70

2,039

0,520

2,925

8,368

26,288

48,903

1,00

0,25

1,44

4,10

12,90

24,00

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Специалисты «Нижновэнерго» выявили более 2 тыс. случаев хищения электроэнергии
  Специалисты «Нижновэнерго» выявили более 2 тыс. случаев хищения электроэнергии

В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро
  В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро

Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи
  Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта