Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Публикации

Ленинскому плану ГОЭЛРО девяносто пять!

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В условиях нового государства, в результате целенаправленно проведенных реформ, единый электроэнергетический комплекс, ЕЭС России, был разрушен. Прекратилось синхронное функционирование и развитие важнейших составляющих энергетического комплекса (наука и проектирование; строительство, монтаж и пуско-наладка; вводы новых мощностей, эксплуатация и ремонт). При этом ни одна из обещанных «благородных» целей и идей реформы не была достигнута. Не появились инвестиции, не увеличились вводы новых мощностей, не улучшились технико-экономические показатели, не проводится модернизация, реконструкция и техническое перевооружение отрасли.

Всё это, к сожалению, замещается безудержным необоснованным ростом тарифов при низком качестве обслуживания потребителей, от чего в наибольшей степени страдают социально незащищённые группы населения. И это в стране, где основой валового внутреннего продукта являются валютные поступления от экспорта невозобновляемых энергоресурсов - национального достояния всех народов России! Но именно эти показатели, к сожалению, пока определяют так называемый «рост экономики», а не объёмы отечественного производства и особенно конкретных товаров и услуг, столь необходимых населению.

Россия практически превратилась сегодня в сырьевой придаток мировой экономики, а раздробленная на части и отсталая по нынешним меркам энергетика в недалёком будущем не сможет надёжно и бесперебойно обеспечивать потребности экономики и населения в электрической и тепловой энергии.К сожалению, сегодня эта отрасльнаходится на задворках научно-технического прогресса, а по основным количественным показателям даже не дотягивает до уровня 1990 года. Её развитие отброшено на десятилетия, потеряв способность к расширенному воспроизводству. Однако при этом руководители РФ недооценивают её значение для государства и не обеспечивают ей приоритетное развитие, о чём свидетельствуют нижеприведенные данные, которые не требуют особых комментариев.


Производство электроэнергии в странах – мировых лидерах, млрд. кВт-ч

Производство электроэнергии в странах – мировых лидерах, млрд. кВт-ч


Динамика изменения потребления электроэнергии и мощности по ЕЭС России

Динамика изменения потребления электроэнергии и мощности по ЕЭС России


Соответствующие показатели в 2014 году составили 157,4 тыс. МВт и 1013,8 млрд. кВт.ч


Производство электроэнергии, млрд. кВт.ч

Годы 1962 1965 1970 1975 1980 1985 1990
СССР 369,275 506,672 740,926 1038,607 1293,878 1544,246 1728,0
РСФСР 248,066 332,784 470,0 640,0 804,9 962,15 1082,1

Производство электроэнергии электростанциями СССР с 1962 по 1990 год увеличилось в 4,68 раза и составило 1728 млрд. кВт-часов. По РСФСР оно увеличилось в 4,36 раза и составило 1082,1 млрд. кВт-часов.


Годы 1992 1993 1994 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
РФ 1008,5 956,6 875,9 860,0 878 953 1026 1040,4 1064 1050,7

Производство электроэнергии электростанциями РФ в 2014 году уменьшилось до 1024,9 млрд. кВт-часов (с учётом данных по Крымскому ФО - 1047,4), что ниже уровня её производства по РСФСР, достигнутого ещё в 1990 году - 1082,1 млрд. кВт-часов.

Установленная мощность электростанций, млн. кВт

Годы 1962 1965 1970 1975 1980 1985 1990
СССР 82,461 115,033 166,15 217,5 266,7 314,7 348,0
РСФСР 53,645 73,492 105,1 132,5 165,4 195,8 213,3

Годы 1992 1993 1994 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
РФ 212,0 213,4 214,9 215,0 214,6 219,2 214,9 218,1 223,1 226,47

Установленная мощность электростанций в 2014 году увеличилась до 232,45млн. кВт.Следует особо отметить, что из установленных на конец 2013 года 226,47 млн. кВт мощностей 44,2 млн. кВт являются недоступной мощностью, которая по различным причинам (ограничения, ремонты, отсутствие запчастей и т.п.) не может быть введена в работу. Её величина ежегодно нарастает, в 2012 году она составляла 43 млн. кВт. Так что процветающие в коридорах власти мысли об излишней мощности действующих электростанций, большинство из которых выработали свой ресурс и нуждаются в замене, ? не состоятельны.

К сожалению, можно не сомневаться, что при малейшем движении экономики вперёд, что прогнозируемо, практически большинство регионов страны могут стать энергодефицитными. При этом следует учитывать длительность сооружения и реконструкции энергетических объектов, а такжепереход в управление многих компаний значительных активов электроэнергетики, которые для них являются непрофильными, и они ранее ими никогда не располагали.

Особую тревогу при этом вызывает надёжность эксплуатация атомных электростанций, блоки которых были введены 30-40 лет назад и не только. Так 1-й и 2-й блоки с реактором типа РБМК-1000 на Ленинградской АЭС, (аналогичные установленным на Чернобыльской АЭС), были введёны в эксплуатацию соответственно в 1973 и 1975 годах; 1-й и 2-й блоки ВВЭР-440 на Кольской АЭС, сооружённые по устаревшим нормам безопасности, введены в 1973 и 1975 годах; 3-й и 4-й блоки Ново-Воронежской АЭС введены в 1972 и 1973 годах и их вывод из работы после реконструкции планируется соответственно в 2031-ом и 2032-ом годах.

Состояние атомной энергетики сегодня таково, что, старея, она топчется на месте. Её несуществующими успехами в периодических докладах Президенту самозабвенно упивается лишь руководитель концерна «Росатом» С.Г. Кириенко. При этом, по-видимому, не ведает, что регулярный перенос на несколько лет сроков ввода блоков достраивающихся и новых АЭС лишь на один год приводит к увеличению стоимости их сооружения минимум на 10-12 процентов. Пока это ни кого из вышестоящих не очень-то интересует, как и не интересовали совсем недавно «дела» в Минобороны, острота которых сегодня приглушена. Но здесь есть одна большая разница. При уходе государства от действенного комплексного контроля над управлением ядерной энергетикой, руководимой непрофессионалом, недалеко и до второго Чернобыля.

В полной мере это относится и к гидроэлектростанциям, большинство крупных аварий на которых были «рукотворными». При этом значительная часть «бриллиантов мировой гидроэнергетики», Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Саяно-Шушенской и других ГЭС, в сооружение которых вложен труд нескольких поколений учёных, инженеров, строителей, «выпала» сегодня из рук государства. Передача народной собственности в руки приватизаторов, которые «стригут» с них купоны, практически, ничего не вкладывая, просто преступно. Государство этими объектами может управлять более эффективно, так как наиболее полно может учитывать их системный и народнохозяйственный эффект. Следует особо подчеркнуть, что в основном все гидроэлектростанции США возвращены в ведение государства и являются его стратегическим резервом.

Вводы энергетических мощностей, млн. кВт

Годы 1962 1965 1970 1975 1980 1985 1990
СССР 8,363 10,6 12,4 12,913 12,837 11,847 6,6
РСФСР 4,89 9,14 7,79 6,9 8,8 8,9 3,98

Годы 1992 1995 1998 1999 2000 2005 2010 2011 2012 2013
РФ 0,2 1,13 1,41* 0,6 0,6 2,86* 3,21* 5,8* 6,07* 4,08

* С учётом мощностей, не введённых в предыдущие годы.

Вводы энергетических мощностей в 2014 году составили 7,3 млн. кВт.


Представленные выше данные свидетельствует о недостатках планирования на перспективу; отсутствии реальных инвестиционных программ и заделов; о недопустимом отставании в модернизации и развитии; об ограниченных возможностях развития научно-проектного, промышленно-технологических и строительно-монтажных комплексов; о недопустимых объёмах импортозамещения; о перекосах действующих цен на оборудование, материально-технические и энергетические ресурсы, на транспортные и другие услуги различных организаций, порождающих коррупцию.

Всё это в сочетании с вышеизложенными факторами, при отсутствии механизмов государственной, экономической и социальной ответственности бизнеса за результаты своей деятельности, при непрофессионализме управления важнейшей отраслью экономики создаёт реальную угрозу как энергетической, так и общей безопасности России. При этом руководство страны и правящая партия - «Единая Россия» до настоящего времени не сделали должных выводов из продолжающейся стагнации энергетики, а теперь и экономики, и не прислушиваются к «голосу разума» фракции КПРФ.

Неоднократные попытки руководителей государства вытянуть экономику и электроэнергетику из затянувшегося кризиса посредством разработки периодически повторяющихся программ развития продолжают и будут продолжать оставаться нереализованными, если немедленно не произойдут коренные изменения в структуре управления экономикой и в полностью обанкротившейся кадровой политике государства.

Это в полной мере относится к схеме и программе развития ЕЭС России на период 2015–2021 годы, утверждённой приказом Минэнерго России от 09.09.2015 г. №627, вводы мощностей в которой с 2015 по 2017 год предусматривается осуществлять в основном по договорам поставки мощности, то есть за счёт повышения тарифов, в том числе и для населения. В период с 2018 по 2021 год предусмотрено их значительное уменьшение, так как эти договора перестают действовать. О какой модернизации и развитии можно говорить, если само государство, на что указывают вышеприведенные данные, согласно с непрекращающимися процессами стагнации в важнейшей отрасли экономики страны ? электроэнергетике. Таким образом, столетие принятия ленинского плана ГОЭЛРО придётся встречать, по-видимому, без вводов энергетических мощностей.

Динамика изменения потребления электроэнергии и мощности по ЕЭС России

А между тем ещё в 2005 году в отчётах РАО ЕЭС по итогам работы за год указывалось, что годовые вводы мощностей только на замещение генерирующего оборудования должны быть на уровне не менее 6-и млн. кВт, что сегодня с учётом старения основных фондов явно недостаточно. К сожалению, в одобренных Основных положениях и проекте Энергетической Стратегии на период до 2035 года среднегодовые вводы энергетических мощностей предварительно намечаются всего лишь на уровне 2,5 - 3,5 млн. кВт, что недопустимо.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро
  В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро

Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи
  Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи

Проведение плавок гололеда на ВЛ в Волгоградской области минимизировало последствия стихии
  Проведение плавок гололеда на ВЛ в Волгоградской области минимизировало последствия стихии

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта