Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О Партнерстве      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Публикации

Ленинскому плану ГОЭЛРО девяносто пять!

ВЕРНУТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ В ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Учитывая состояние отрасли и исключительную значимость стратегических компаний сетевого комплекса, Президент РФ Путин В.В. Указом от 21.05.2012 г. №688 "О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 04.08.2004 г. №1009, включил в список стратегических предприятий госпакеты ключевых российских энергокомпаний: "РусГидро" (60,38%), ФСК (79,55%), Холдинга МРСК (53,69%) и "Системного оператора" (100%).

Однако указу и принятым решениям не суждено было сбыться, так как уже 22.11.2012 года, не без участия зам. председателя Правительства РФ А.В. Дворковича, Президент подписал новый Указ №1567 о переименовании ОАО "Холдинг МРСК" в ОАО "Российские сети". В капитал этой компании в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Присутствие в капитале ФСК (в основном объекты ЕНЭС) государство сохраняет за счет одной акции. Государственная доля в "Российских сетях" в перечне стратегических акционерных обществ фиксируется на уровне 54,52% (окончательно до 61,7% ), а в ФСК - в размере одна акция.

Далее в соответствии с Указом Президента от 22.11.2012 г. №1567 в п.2 ст.8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (ФЗ-35) 3 апреля 2013 г. вносится изменение: «…По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (в основномстратегические сети напряжением 220-1150 кВ) осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция».

Косвенное владение – это возможность управления через третьих лиц, то есть посреднические структуры, вторые, третьи компании как отечественные, так и зарубежные, через которые государство, не сможет полноценно управлять электросетевым комплексом, а по существу и ЕЭС страны в целом. Вот так разом было покончено, не начав осуществляться, со стратегическим значением предприятий сетевого комплекса, и наиболее правильно задуманной технологически и финансово, структурой управления единым сетевым комплексом.

Принятый указ не соответствует ст. 71 Конституции РФ, Постановлению Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005N 49, от 20.03.2013N 240). Не соответствует указ и п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред.ФЗ-35 от 04.06.2011), который «стоял на страже» народного достояния страны, ЕНЭС России, более 10-и лет, неизменно требуя, чтобы: «…По завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 75 процентов плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Увеличение доли государства должно быть проведено всеми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

В связи с этим совершенно непонятно, по каким таким экономическим, социальным и надёжностным критериям государство теряет управление важнейшей стратегической отраслью страны. ЕНЭС России это - последнее из советского прошлого, что и сейчас ещё связывает отрасли экономики страны и системы жизнеобеспечения воедино, создавая препятствия на пути всеобщего хаоса.

Без сомнения, об этом «товаре», главным образом это ЛЭП и подстанции высокого и сверхвысокого напряжения (220-1150 кВ), давно мечтают покупатели и, в первую очередь, зарубежные. Будучи хозяевами, они получат доступ к автоматизированным системам управления, релейной защите и автоматике; к уникальным технологиям, обеспечивающим устойчивость работы сетевого и генерирующего комплексов ЕЭС России, а по-существу и экономики; к системам противоаварийной автоматики и к управлению режимами работы при различных переходных процессах.

«Венцом такого подарка», о котором совсем недавно не могли и мечтать зарубежные коммерсанты и их спецслужбы, может стать разрушение бесценного отечественного опыта создания и надёжной высокоэффективной эксплуатации на протяжении многих десятилетий сложнейшей электроэнергетической системы и что произошло уже с электрогенерирующим комплексом страны. Такого опыта не было, и нет в мировой практике.По большинству показателей ЕНЭС России в течение всех лет своего существования находилась на передовых рубежах научно-технического прогресса. Взамен потребители электроэнергии в нашей стране, получат дополнительный взлёт тарифов, а через них и на другие товары и услуги. Руководители государства получат при этом дополнительные хлопоты в сочетании с призрачными надеждами на дополнительные инвестиции, модернизацию и развитие вновь организованного комплекса «Российские сети».

Печальный опыт приватизации в генерирующем секторе не принес ни инвестиций, ни необходимых вводов мощностей, ни снижения тарифов. Инвестиции компаний с государственным участием на протяжении последних трёх лет более чем в 3,2 раза превышали инвестиции частных компаний, а их реализация по отношению к частным компаниям была выше на 20-22 процента. Тем не менее, генерирующие компании с трудом сегодня обеспечивают лишь простое воспроизводство, «выбивая» сверхприбыли в основном из «советского прошлого» и за счёт необоснованного повышения тарифов.

Об этом много написано, рассказано, прошло много «баталий» с участием «реформаторов от энергетики», общественности и всех органов власти. И несмотря на то, что научно-техническая общественность страны, ветераны энергетики убедительно доказали разрушительность и бесперспективность принятого курса на «реформирование» электроэнергетики, оно состоялось при посредничестве заокеанских консультантов вкупе с либералами, продолжающими и сейчас «засорять» коридоры власти.

В статье «Электроэнергетика России в сравнении с советским и зарубежным опытом» видный энергетик страны, профессор, д.т.н. В.В. Кудрявый делает вывод: «многолетний успешный опыт функционирования государственных энергокомплексов показывает, что для фондоёмких, наукоёмких видов бизнеса, тем более отраслей жизнеобеспечения, государственная регулируемая монополия является наиболее эффективной с точки зрения снижения социально-экономических рисков. Представляется, что при реализации инвестиционных программ общегосударственного значения, требующих координации десятков отраслей экономики в сфере производства, науки, образования, альтернативы государственному управлению в электроэнергетике нет. Конечно, это не отменяет варианты частно-государственного партнёрства и полной передачи на тендерной основе частным компаниям отдельных, лицензируемых услуг». С этим нельзя не согласиться и это есть единственный путь развития электроэнергетики в стране с огромной территорией, суровым климатом, неравномерным распределением по территории производительных сил и многонационального населения, что убедительно доказала практика реализации гениального плана ГОЭЛРО и последующее развитие электроэнергетики СССР.

В этой связи прямым руководством к действию являетсяпрограммная статья Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ Г.А.Зюганова «А нам нужна еще одна Победа!» в которой в очередной раз предлагаются пути выхода из рукотворного кризиса. Обращаясь ко всем нам, Геннадий Андреевич призывает « В сложившейся ситуации мы обязаны признать: принципиальная смена социально-экономического курса в нынешних условиях является для России уже не только вопросом ее экономического развития, но и вопросом выживания. Вопросом ее сохранения в качестве суверенного государства … Спасением от этого для России может стать только категорический отказ от либеральных социально-экономических рецептов и мобилизация собственных ресурсов для построения полноценной экономики на основе социального государства. А для этого необходимо решительное обновление команды государственных управленцев. Надо, чтобы ключевую роль в ней играли настоящие профессионалы и патриоты, осознающие, что Россия обязана освободиться из-под гнета неоколониальных правил глобального капитализма. В противном случае она просто не сможет выжить как самостоятельная держава, не сможет избежать социально-экономической катастрофы и погружения в хаос, о котором мечтают наши противники».

Это в полной мере относится к управлению российской электроэнергетикой, которая в результате разрушения вертикально-интегрированных энергокомплексов, и ухода государства от управления стратегической отраслью, плывя по течению, теряет последние силы. А это - крайне опасно для российской государственности.

Сегодня нужен новый конкретный Государственный план текущего и перспективного развития энергетики России в XXI веке с использованием предшествующего опыта её успешного развития и функционирования при реальной государственной поддержке и жёстком организационном участии государства. Этот план должен быть реально увязан с развитием экономики страны и нынешним состоянием её электроэнергетики.

До столетия плана ГОЭЛРО, когда могут быть использованы последние внутренние резервы ЕЭС России, остаётся только пять лет. Энергетика сегодня, как никогда, нуждается в модернизации, техническом обновлении и организационном укреплении. Всё, что было предпринято до сих пор, так и не сработало.

Советник Российской Федерации
1-го класса в отставке, лауреат
премии Совета Министров СССР
М.М. Пчелин

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат
  На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи
  Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2019 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта