Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Публикации

«Стратегии развития электросетевого комплекса РФ»
(Краткое изложение доклада)

«Стратегии развития электросетевого комплекса РФ»
(Краткое изложение доклада)

1. За последние три года имеет место повышение надёжности и эффективности работы электросетевого комплекса, (снижение удельной аварийности в осенне-зимний период на 17%, недоотпуска электроэнергии потребителям на 43%, потерь за 2010-2012 г.г. на 2% или 1,1 млрд. кВт-ч). Общий объём финансирования составил 940 млрд. рублей и при этом было привлечено более 400 млрд. рублей заёмного финансирования для модернизации. Было введено в работу 79500 МВА подстанций, 72700 км ЛЭП, отремонтировано 117 тыс. подстанций различного напряжения. Оба комплекса (ФСК и МРСК) функционируют и развиваются в соответствии с утвержденными программами инновационного развития и основами технической политики. ОАО «ФСК ЕЭС» в 2011г. по версии агентства PLATTS была признана одной из самых быстроразвивающихся среди крупнейших компаний мира. Обе компании являются самодостаточными и, несмотря на трудности последних десятилетий, достаточно эффективными.

Вместе с тем, развитие сетевого комплекса продолжает тормозиться наличием параллельных структур; отсутствием единой технической политики и синхронизированной стратегии развития и управления; наличием устаревшего оборудования с износом на уровне 50-65%, недопустимо высокой долей импортозамещения, достигающей 50-70%, при остановке развития электротехнической промышленности; отсутствием единого научно-проектного комплекса, а также рядом других факторов, включая и ограниченные объёмы финансирования для модернизации и развития. Всё это отражается на надёжности работы комплекса, на темпах снижения потерь в сетях и необоснованном росте тарифов.

И здесь без усиления государственного влияния на развитие электросетевого комплекса и более широкого привлечения частных инвестиций под гарантии государства не обойтись. В немалой степени этому способствовал бы Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 688, в соответствии с которым в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ были включены госпакеты ФСК (79,55%), Холдинга МРСК (53,69%) и "Системного оператора" (100%).

Однако ему не суждено было сбыться, так как уже 22.11.2012 г. Президент подписал Указ № 1567 о переименовании ОАО "Холдинг МРСК" в ОАО "Российские сети". В капитал этой компании в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Присутствие в капитале ФСК государство сохранит за счет одной акции. Госдоля в "Российских сетях" в перечне стратегических акционерных обществ фиксируется на уровне 54,52%, а в ФСК в размере одна акция. Цель реорганизации - "дальнейшее развитие электросетевого комплекса, координация работы по управлению этим комплексом, сдерживание роста тарифов для конечных потребителей". Правительству глава государства поручил в месячный срок обеспечить: подготовку проекта акционерного соглашения между РФ и "Российскими сетями", определяющего порядок участия представителей компании в органах управления ФСК; необходимых изменений в соответствующие законодательные акты, а также стратегию развития "Российских сетей", которая должна быть утверждена в течение трех месяцев. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-Р). К сожалению, в утверждённой стратегии меры преодоления вышеуказанных факторов торможения развития электросетевого комплекса нашли лишь частичное отражение.

В соответствии с Указом Президента от 22.11.2012 г. № 1567 в п.2 ст.8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (ФЗ-35) 3 апреля 2013 г. вносится изменение: «…По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция». Косвенное владение – это, как правило, управление через третьих лиц. Это посреднические структуры – вторые, третьи компании как отечественные, так и зарубежные, через которые государство, имея всего лишь одну акцию, не сможет полноценно управлять электросетевым комплексом страны. Это никак не соответствует ст. 71 Конституции РФ, Постановлению Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 20.03.2013 N 240). Не соответствует этому и п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред. ФЗ-35 от 04.06.2011): «…По завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 75 процентов плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Увеличение доли государства должно быть проведено всеми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

Однако 03.05.2013 г. Президент РФ подписал очередной Указ № 437 "Об увеличении уставного капитала ОАО "Российские сети". Этим указом разрешается провести допэмиссию в акционерном обществе и он корректирует конфигурацию сделки по дополнительной передаче ОАО "Российские сети" госпакета акций ФСК. Вместо 79,55% будет передано 79,64% и федеральный пакет ОАО «Россети» увеличивается с 54,52% до 61,7 процента. В действительности это мало что меняет по сравнению с Указом Президента от 22.11.2013 г. № 1567, так как важнейшие объекты ЕНЭС по-прежнему не гарантированы от попадания в руки частных инвесторов. При этом не учитывается, что в настоящее время роль ЕЭС в наибольшей степени выполняет Федеральная сетевая компания, обеспечивая с участием Системного оператора через свои и электрические сети холдинга МРСК надёжное и бесперебойное электроснабжение всех сфер экономики и населения.

Электросетевой комплекс это - последнее из советского прошлого, что и сейчас ещё связывает отрасли экономики, социальную сферу и системы жизнеобеспечения страны воедино, создавая препятствия на пути всеобщего хаоса. Поэтому при его реформировании в существующие законодательные акты должны быть внесены такие изменения и уточнения, которые закрепляют особую роль ЕНЭС в экономике страны, гарантируют управление ЕНЭС на государственном уровне и исключают косвенное управление системой ЕНЭС. К сожалению, указы Президента и Стратегия развития электросетевого комплекса, проложившие прямую дорогу к приватизации объектов комплекса не гарантируют этого. Не гарантируют они и успешность намерений приватизации. При этом ни в одном из документов, связанных с реформированием сетевых комплексов, не представлено расчётов и материалов, доказывающих эффективность и социальную направленность предстоящих преобразований в электросетевом комплексе. Не представлена и его будущая структура.

Неоднократный пересмотр и «переутверждение» указов Президента в течение года в сочетании с наспех разработанной Стратегией развития электросетевого комплекса указывают на неоднозначность принятых решений. В этой связи следовало бы повременить с их реализацией, приняв соответствующие изменения по срокам. Это позволило бы также не усложнять имеющиеся трудности в развитии экономики страны, обременённой многими обязательствами, включая и социальные. При этом можно не сомневаться, что любая приватизация в сетевом комплексе, несмотря на непомерную нагрузку в тарифе на электроэнергию - около 40%, приведёт к дальнейшему их увеличению, что прогнозируют и разработчики стратегии.

Печальный опыт приватизации в генерирующем секторе, не принесшей желаемых инвестиций и повлиявший на значительное повышение тарифов, заставляет с особой осторожностью относиться к расширению объёмов приватизации электрических сетей. Так инвестиции компаний с государственным участием более чем в 3,2 раза превышали инвестиции частных компаний, и их реализация в 2011 году по отношению к частным компаниям было выше на 22 процента. В разработанной схеме и программе развития ЕЭС России на 2013 – 2019 годы в период с 2013 по 2015 годы вводы генерирующих мощностей предусматриваются на уровне 6,7; 9,3 и 8,5 млн. кВт соответственно. А в период с 2016 по 2019 годы уменьшаются соответственно до 3,02; 2,8; 1,59 и 1,15 млн. кВт. Вот вам и приватизация! И никто владельцев компаний не сможет понудить законными методами, вложить инвестиции в развитие. Их источник пока один - тариф.

Вместе с тем, сетевой комплекс действительно нуждается в серьёзном реформировании и обновлении, что наиболее эффективно может быть осуществлено путём создания единой электросетевой компании. Поэтому создание ОАО «Российские сети» следует приветствовать. Преимущества объединения в одной компании ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» - очевидны. Эффективность работы новой компании в значительной степени будет зависеть от действий центра принятия решений. Структура и функции этого центра пока ещё не определены и его не следовало бы на этапе организации обременять проблемами приватизации. В будущем, безусловно, не отвергается приватизация объектов распределительного комплекса, требующего огромных инвестиций для модернизации и развития. Одновременно возникает вопрос кто и что мешает новой компании под гарантии государства на взаимовыгодных условиях привлекать средства частных инвесторов, создавать совместные предприятия и структуры для выполнения работ и различных услуг? Надеемся, что с этими проблемами успешно справится менеджмент новой компании.

2. Приступая к очередному этапу реформирования сетевого комплекса, необходимо иметь реальное представление о современном состоянии электрических сетей в стране. Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи всех уровней напряжения, входящих в состав Федеральной сетевой компании и Холдинга МРСК, составляет более 2,6 млн. км. При этом линии электропередачи, образующие Единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС) составляют 5,3% от общей протяженности всех сетей. В общем объеме высоковольтных подстанций (18 095 ед.) доля, относящихся к ЕНЭС, составляет 4,5% по количеству (891 ед.) и 45,7% по установленной трансформаторной мощности. Доля подстанций, принадлежащих распределительному комплексу, соответственно 95,5% по количеству и 4,3% по мощности. Уровень технического состояния магистральных электрических сетей напряжением 220-1150 кВ значительно выше, нежели сетей напряжением 0,38-110 кВ распределительного комплекса.

Действующие распределительные сети сооружались, в основном, в 60 - 80 годы прошлого столетия в период массовой электрификации страны. Сегодня, исходя из нормативного срока службы и состояния сетей, необходимо ежегодно для поддержания их в рабочем состоянии восстанавливать не менее 3-4% протяженности воздушных линий электропередачи. Фактически обновляется менее 1-го процента.

Так, в 2011 г. всеми компаниями Холдинга МРСК были реконструированы и построены взамен пришедших в негодность всего 5,9 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ (0,9%). Это свидетельствует о прогрессирующем старении распределительного комплекса и подтверждается ростом аварийности и недоотпуска электроэнергии потребителям, высоким уровнем потерь и травматизма. По результатам качественной оценки технического состояния около 12% сетей напряжением 0,38-20 кВ находятся в неудовлетворительном и непригодном для эксплуатации состоянии и подлежат замене или списанию. С учетом прогрессирующего износа ( на уровне 70% ) для потребителей это означает реальную угрозу в электроснабжении, что и подтверждается имевшими место авариями в Московском и других регионах страны.

По информации б. Министра энергетики РФ Шматко С.И. для восстановления распределительных сетей в ближайшей перспективе потребуется не менее 2,8 трлн. рублей. При этом уровень капитализации распределительного комплекса на фондовом рынке оценивается в настоящее время в 142-145 млрд.рублей.

В общем объеме распределительных сетей подавляющая часть – это сельские сети, где потребителями являются сельхозпроизводители, лесные и охотничьи хозяйства, а также сельское население и население малых городов. Эта сфера на протяжении последних 20-и лет стремительно деградирует.

Удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны в 1990 г. составлял 15,3% против 6% в 2002 г. и 3,9% в 2011 году. Это подтверждается и ежегодным снижением электропотребления. Так в 2011 году оно составило 14,1 млрд. кВт-час или всего 1,4% от общего потребления электроэнергии в стране (1034,8 млрд. кВт-час). В 1990 году потребление было на уровне 70,5 млрд. кВт-час, т.е. снизилось в 5 раз.

О состоянии дел на селе можно судить на примере еще недавно благополучной Вологодской области. По данным последней, 2002 года, переписи населения в области числилось около 8 тысяч населенных пунктов. Из них, практически, уже без людей – 2131 деревня. Еще 3200 деревень имеют до 10 жителей, в основном стариков. В начале 2002 г. у населения было 38 тыс. коров, а к 2011 г. осталось менее 6 тысяч. А ведь это область молочного животноводства, славящаяся своей продукцией на мировых рынках.

В целом по России в 2002 г. числилось 150 тыс. населенных пунктов, из которых почти половина, относятся к мельчайшим, где проживает не более 50 человек. Сельское население страны стремительно уменьшается, а между тем его сохранение и рост численности является залогом развития сельской экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, предпринимательства и экономики России в целом, а также гарантом устойчивости и государственной безопасности.

Помня о безопасности страны, не надо забывать и о том, что обжитая сельская местность является местом рассредоточения городского населения при введении в государстве режимов чрезвычайного положения и чрезвычайных ситуаций. Многие из поколения советских людей помнят, как это было в годы Великой Отечественной войны. Сельское население той же Вологодской области, где не было крупных городов, спасло от неминуемой смерти, от голода и холода сотни тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда, больных и раненных защитников Отечества.

Согласно утвержденной Правительством РФ стратегии развития электросетевого комплекса, одной из главных стратегических задач его развитии и повышении эффективности является привлечение частного капитала в комплекс в объеме достаточном для модернизации и реконструкции электросетей.

Безусловно, в стране есть возможность для передачи части распределительного комплекса в руки частных компаний, где можно организовать эффективный бизнес. Это, прежде всего, касается регионов с большой плотностью населения с высоким потреблением электрической энергии в коммунальной сфере и в сфере развивающихся производств малого и среднего бизнеса.

Однако, необходимо всегда иметь ввиду, что через функционирование электрических сетей приводится в движение большинство отраслей экономики, включая и основные системы жизнеобеспечения (котельные, насосные и водопроводные станции; электрифицированный транспорт, включая метро; системы теле-и- радиовещания, связи и т.п. ). В нынешних условиях, когда отсутствуют со стороны государства какие-либо требования по обременению при приватизации электрических сетей, особая роль и ответственность за деятельностью частных электросетевых компаний отводится муниципальным органам власти, населению и персонально губернаторам, что необходимо оформить на законодательном уровне.

Особую тревогу и озабоченность специалистов и ветеранов Совета энергетики вызывает судьба объектов распределительного комплекса, которые необходимы государству для устойчивого развития и сохранения суверенитета России, но не всегда вызывают интерес у частного бизнеса. Это, прежде всего, вышеупомянутые сельские электрические сети в малонаселенной местности на территории Сибири, Дальнего Востока, Северо-Запада, Нечерноземья и др. Эти территории необходимо обживать, возвращать туда население, развивать необходимую инфраструктуру и бизнес на основе электрификации. Для восстановления сетей в этих регионах требуются огромные инвестиционные вложения, которые могут быть обеспечены на основе соответствующих целевых государственных программам по развитию и освоению регионов и территорий России.

Совет ветеранов энергетики

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Проведение плавок гололеда на ВЛ в Волгоградской области минимизировало последствия стихии
  Проведение плавок гололеда на ВЛ в Волгоградской области минимизировало последствия стихии

Волжская ГЭС представила школьникам новый выпуск научно-художественного альманаха «Хочу все знать»
  Волжская ГЭС представила школьникам новый выпуск научно-художественного альманаха «Хочу все знать»

РусГидро педставило в Черемушках научно-художественный сборник «Хочу все знать»
  РусГидро педставило в Черемушках научно-художественный сборник «Хочу все знать»

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта