Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О Партнерстве      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Публикации

«Стратегии развития электросетевого комплекса РФ»
(Краткое изложение доклада)

«Стратегии развития электросетевого комплекса РФ»
(Краткое изложение доклада)

1. За последние три года имеет место повышение надёжности и эффективности работы электросетевого комплекса, (снижение удельной аварийности в осенне-зимний период на 17%, недоотпуска электроэнергии потребителям на 43%, потерь за 2010-2012 г.г. на 2% или 1,1 млрд. кВт-ч). Общий объём финансирования составил 940 млрд. рублей и при этом было привлечено более 400 млрд. рублей заёмного финансирования для модернизации. Было введено в работу 79500 МВА подстанций, 72700 км ЛЭП, отремонтировано 117 тыс. подстанций различного напряжения. Оба комплекса (ФСК и МРСК) функционируют и развиваются в соответствии с утвержденными программами инновационного развития и основами технической политики. ОАО «ФСК ЕЭС» в 2011г. по версии агентства PLATTS была признана одной из самых быстроразвивающихся среди крупнейших компаний мира. Обе компании являются самодостаточными и, несмотря на трудности последних десятилетий, достаточно эффективными.

Вместе с тем, развитие сетевого комплекса продолжает тормозиться наличием параллельных структур; отсутствием единой технической политики и синхронизированной стратегии развития и управления; наличием устаревшего оборудования с износом на уровне 50-65%, недопустимо высокой долей импортозамещения, достигающей 50-70%, при остановке развития электротехнической промышленности; отсутствием единого научно-проектного комплекса, а также рядом других факторов, включая и ограниченные объёмы финансирования для модернизации и развития. Всё это отражается на надёжности работы комплекса, на темпах снижения потерь в сетях и необоснованном росте тарифов.

И здесь без усиления государственного влияния на развитие электросетевого комплекса и более широкого привлечения частных инвестиций под гарантии государства не обойтись. В немалой степени этому способствовал бы Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 688, в соответствии с которым в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ были включены госпакеты ФСК (79,55%), Холдинга МРСК (53,69%) и "Системного оператора" (100%).

Однако ему не суждено было сбыться, так как уже 22.11.2012 г. Президент подписал Указ № 1567 о переименовании ОАО "Холдинг МРСК" в ОАО "Российские сети". В капитал этой компании в качестве вклада государства вносится 79,55% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Присутствие в капитале ФСК государство сохранит за счет одной акции. Госдоля в "Российских сетях" в перечне стратегических акционерных обществ фиксируется на уровне 54,52%, а в ФСК в размере одна акция. Цель реорганизации - "дальнейшее развитие электросетевого комплекса, координация работы по управлению этим комплексом, сдерживание роста тарифов для конечных потребителей". Правительству глава государства поручил в месячный срок обеспечить: подготовку проекта акционерного соглашения между РФ и "Российскими сетями", определяющего порядок участия представителей компании в органах управления ФСК; необходимых изменений в соответствующие законодательные акты, а также стратегию развития "Российских сетей", которая должна быть утверждена в течение трех месяцев. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-Р). К сожалению, в утверждённой стратегии меры преодоления вышеуказанных факторов торможения развития электросетевого комплекса нашли лишь частичное отражение.

В соответствии с Указом Президента от 22.11.2012 г. № 1567 в п.2 ст.8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (ФЗ-35) 3 апреля 2013 г. вносится изменение: «…По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция». Косвенное владение – это, как правило, управление через третьих лиц. Это посреднические структуры – вторые, третьи компании как отечественные, так и зарубежные, через которые государство, имея всего лишь одну акцию, не сможет полноценно управлять электросетевым комплексом страны. Это никак не соответствует ст. 71 Конституции РФ, Постановлению Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 20.03.2013 N 240). Не соответствует этому и п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред. ФЗ-35 от 04.06.2011): «…По завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена до уровня 75 процентов плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Увеличение доли государства должно быть проведено всеми способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

Однако 03.05.2013 г. Президент РФ подписал очередной Указ № 437 "Об увеличении уставного капитала ОАО "Российские сети". Этим указом разрешается провести допэмиссию в акционерном обществе и он корректирует конфигурацию сделки по дополнительной передаче ОАО "Российские сети" госпакета акций ФСК. Вместо 79,55% будет передано 79,64% и федеральный пакет ОАО «Россети» увеличивается с 54,52% до 61,7 процента. В действительности это мало что меняет по сравнению с Указом Президента от 22.11.2013 г. № 1567, так как важнейшие объекты ЕНЭС по-прежнему не гарантированы от попадания в руки частных инвесторов. При этом не учитывается, что в настоящее время роль ЕЭС в наибольшей степени выполняет Федеральная сетевая компания, обеспечивая с участием Системного оператора через свои и электрические сети холдинга МРСК надёжное и бесперебойное электроснабжение всех сфер экономики и населения.

Электросетевой комплекс это - последнее из советского прошлого, что и сейчас ещё связывает отрасли экономики, социальную сферу и системы жизнеобеспечения страны воедино, создавая препятствия на пути всеобщего хаоса. Поэтому при его реформировании в существующие законодательные акты должны быть внесены такие изменения и уточнения, которые закрепляют особую роль ЕНЭС в экономике страны, гарантируют управление ЕНЭС на государственном уровне и исключают косвенное управление системой ЕНЭС. К сожалению, указы Президента и Стратегия развития электросетевого комплекса, проложившие прямую дорогу к приватизации объектов комплекса не гарантируют этого. Не гарантируют они и успешность намерений приватизации. При этом ни в одном из документов, связанных с реформированием сетевых комплексов, не представлено расчётов и материалов, доказывающих эффективность и социальную направленность предстоящих преобразований в электросетевом комплексе. Не представлена и его будущая структура.

Неоднократный пересмотр и «переутверждение» указов Президента в течение года в сочетании с наспех разработанной Стратегией развития электросетевого комплекса указывают на неоднозначность принятых решений. В этой связи следовало бы повременить с их реализацией, приняв соответствующие изменения по срокам. Это позволило бы также не усложнять имеющиеся трудности в развитии экономики страны, обременённой многими обязательствами, включая и социальные. При этом можно не сомневаться, что любая приватизация в сетевом комплексе, несмотря на непомерную нагрузку в тарифе на электроэнергию - около 40%, приведёт к дальнейшему их увеличению, что прогнозируют и разработчики стратегии.

Печальный опыт приватизации в генерирующем секторе, не принесшей желаемых инвестиций и повлиявший на значительное повышение тарифов, заставляет с особой осторожностью относиться к расширению объёмов приватизации электрических сетей. Так инвестиции компаний с государственным участием более чем в 3,2 раза превышали инвестиции частных компаний, и их реализация в 2011 году по отношению к частным компаниям было выше на 22 процента. В разработанной схеме и программе развития ЕЭС России на 2013 – 2019 годы в период с 2013 по 2015 годы вводы генерирующих мощностей предусматриваются на уровне 6,7; 9,3 и 8,5 млн. кВт соответственно. А в период с 2016 по 2019 годы уменьшаются соответственно до 3,02; 2,8; 1,59 и 1,15 млн. кВт. Вот вам и приватизация! И никто владельцев компаний не сможет понудить законными методами, вложить инвестиции в развитие. Их источник пока один - тариф.

Вместе с тем, сетевой комплекс действительно нуждается в серьёзном реформировании и обновлении, что наиболее эффективно может быть осуществлено путём создания единой электросетевой компании. Поэтому создание ОАО «Российские сети» следует приветствовать. Преимущества объединения в одной компании ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» - очевидны. Эффективность работы новой компании в значительной степени будет зависеть от действий центра принятия решений. Структура и функции этого центра пока ещё не определены и его не следовало бы на этапе организации обременять проблемами приватизации. В будущем, безусловно, не отвергается приватизация объектов распределительного комплекса, требующего огромных инвестиций для модернизации и развития. Одновременно возникает вопрос кто и что мешает новой компании под гарантии государства на взаимовыгодных условиях привлекать средства частных инвесторов, создавать совместные предприятия и структуры для выполнения работ и различных услуг? Надеемся, что с этими проблемами успешно справится менеджмент новой компании.

2. Приступая к очередному этапу реформирования сетевого комплекса, необходимо иметь реальное представление о современном состоянии электрических сетей в стране. Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи всех уровней напряжения, входящих в состав Федеральной сетевой компании и Холдинга МРСК, составляет более 2,6 млн. км. При этом линии электропередачи, образующие Единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС) составляют 5,3% от общей протяженности всех сетей. В общем объеме высоковольтных подстанций (18 095 ед.) доля, относящихся к ЕНЭС, составляет 4,5% по количеству (891 ед.) и 45,7% по установленной трансформаторной мощности. Доля подстанций, принадлежащих распределительному комплексу, соответственно 95,5% по количеству и 4,3% по мощности. Уровень технического состояния магистральных электрических сетей напряжением 220-1150 кВ значительно выше, нежели сетей напряжением 0,38-110 кВ распределительного комплекса.

Действующие распределительные сети сооружались, в основном, в 60 - 80 годы прошлого столетия в период массовой электрификации страны. Сегодня, исходя из нормативного срока службы и состояния сетей, необходимо ежегодно для поддержания их в рабочем состоянии восстанавливать не менее 3-4% протяженности воздушных линий электропередачи. Фактически обновляется менее 1-го процента.

Так, в 2011 г. всеми компаниями Холдинга МРСК были реконструированы и построены взамен пришедших в негодность всего 5,9 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ (0,9%). Это свидетельствует о прогрессирующем старении распределительного комплекса и подтверждается ростом аварийности и недоотпуска электроэнергии потребителям, высоким уровнем потерь и травматизма. По результатам качественной оценки технического состояния около 12% сетей напряжением 0,38-20 кВ находятся в неудовлетворительном и непригодном для эксплуатации состоянии и подлежат замене или списанию. С учетом прогрессирующего износа ( на уровне 70% ) для потребителей это означает реальную угрозу в электроснабжении, что и подтверждается имевшими место авариями в Московском и других регионах страны.

По информации б. Министра энергетики РФ Шматко С.И. для восстановления распределительных сетей в ближайшей перспективе потребуется не менее 2,8 трлн. рублей. При этом уровень капитализации распределительного комплекса на фондовом рынке оценивается в настоящее время в 142-145 млрд.рублей.

В общем объеме распределительных сетей подавляющая часть – это сельские сети, где потребителями являются сельхозпроизводители, лесные и охотничьи хозяйства, а также сельское население и население малых городов. Эта сфера на протяжении последних 20-и лет стремительно деградирует.

Удельный вес сельского хозяйства в ВВП страны в 1990 г. составлял 15,3% против 6% в 2002 г. и 3,9% в 2011 году. Это подтверждается и ежегодным снижением электропотребления. Так в 2011 году оно составило 14,1 млрд. кВт-час или всего 1,4% от общего потребления электроэнергии в стране (1034,8 млрд. кВт-час). В 1990 году потребление было на уровне 70,5 млрд. кВт-час, т.е. снизилось в 5 раз.

О состоянии дел на селе можно судить на примере еще недавно благополучной Вологодской области. По данным последней, 2002 года, переписи населения в области числилось около 8 тысяч населенных пунктов. Из них, практически, уже без людей – 2131 деревня. Еще 3200 деревень имеют до 10 жителей, в основном стариков. В начале 2002 г. у населения было 38 тыс. коров, а к 2011 г. осталось менее 6 тысяч. А ведь это область молочного животноводства, славящаяся своей продукцией на мировых рынках.

В целом по России в 2002 г. числилось 150 тыс. населенных пунктов, из которых почти половина, относятся к мельчайшим, где проживает не более 50 человек. Сельское население страны стремительно уменьшается, а между тем его сохранение и рост численности является залогом развития сельской экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, предпринимательства и экономики России в целом, а также гарантом устойчивости и государственной безопасности.

Помня о безопасности страны, не надо забывать и о том, что обжитая сельская местность является местом рассредоточения городского населения при введении в государстве режимов чрезвычайного положения и чрезвычайных ситуаций. Многие из поколения советских людей помнят, как это было в годы Великой Отечественной войны. Сельское население той же Вологодской области, где не было крупных городов, спасло от неминуемой смерти, от голода и холода сотни тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда, больных и раненных защитников Отечества.

Согласно утвержденной Правительством РФ стратегии развития электросетевого комплекса, одной из главных стратегических задач его развитии и повышении эффективности является привлечение частного капитала в комплекс в объеме достаточном для модернизации и реконструкции электросетей.

Безусловно, в стране есть возможность для передачи части распределительного комплекса в руки частных компаний, где можно организовать эффективный бизнес. Это, прежде всего, касается регионов с большой плотностью населения с высоким потреблением электрической энергии в коммунальной сфере и в сфере развивающихся производств малого и среднего бизнеса.

Однако, необходимо всегда иметь ввиду, что через функционирование электрических сетей приводится в движение большинство отраслей экономики, включая и основные системы жизнеобеспечения (котельные, насосные и водопроводные станции; электрифицированный транспорт, включая метро; системы теле-и- радиовещания, связи и т.п. ). В нынешних условиях, когда отсутствуют со стороны государства какие-либо требования по обременению при приватизации электрических сетей, особая роль и ответственность за деятельностью частных электросетевых компаний отводится муниципальным органам власти, населению и персонально губернаторам, что необходимо оформить на законодательном уровне.

Особую тревогу и озабоченность специалистов и ветеранов Совета энергетики вызывает судьба объектов распределительного комплекса, которые необходимы государству для устойчивого развития и сохранения суверенитета России, но не всегда вызывают интерес у частного бизнеса. Это, прежде всего, вышеупомянутые сельские электрические сети в малонаселенной местности на территории Сибири, Дальнего Востока, Северо-Запада, Нечерноземья и др. Эти территории необходимо обживать, возвращать туда население, развивать необходимую инфраструктуру и бизнес на основе электрификации. Для восстановления сетей в этих регионах требуются огромные инвестиционные вложения, которые могут быть обеспечены на основе соответствующих целевых государственных программам по развитию и освоению регионов и территорий России.

Совет ветеранов энергетики

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»
  Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

«Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности 
  «Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2019 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта