Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

В.Ф.Козырев "Победа под Ленинградом"

Через две недели по проложенной в короткий срок железной дороге Шлиссельбург - Пярны прошли первые поезда. Фашисты обстреливали эту дорогу, но сухопутная связь осажденного города с "Большой землей" была восстановлена. Прорыв блокады несколько улучшил положение в Ленинграде, но он еще оставался фронтовым городом. Враг стоял у его стен и продолжал обстрелы и бомбежки. Город продолжал набирать силы. На заводах и фабриках трудилось население города. Был установлен строжайший порядок. Весь 1943 г. велась тщательная подготовка к наступательной операции.

Радиостанция, которой я командовал, обслуживала штаб фронта. Приходилось работать очень напряженно, не думая о сне, отдыхе и питании, хотя паек в наиболее тяжелое время был у нас "тяжеловеснее", чем у гражданского населения города, и состоял из 150 г черного хлеба (или 75 г сухарей), 40 г крупы и 2-х кусочков сахара в сутки.

Из-за перебоев в подаче электроэнергии и воды, стационарные военные радиостанции не работали, и наша радиостанция оставалась значительное время единственной, обеспечивающей связь Ленинградского фронта с Москвой.

В свободное от дежурств время мы работали на строительстве оборонительных сооружений, где трудились жители города. Всего было построено более 80 км оборонительных сооружений. Кроме того надо было нести караульную службу на крышах и сбрасывать зажигательные бомбы. Погибали наши боевые товарищи как в боевых операциях, так и во время бомбежек и артобстрелов. 30 декабря 1942 г. ночью в дом, где проживали радисты, попала бомба, сброшенная с самолета. Были убиты командир роты В. Власов и двое радистов. Несколько человек было ранено и контужено. 27 января 1943 г. при артобстреле были убиты несколько бойцов и многие были ранены. Помимо этого голод, холод изматывали силы личного состава, многие заболели дистрофией: бойцы не могли даже ходить, но от выполнения задач по обеспечению связи нас никто не освобождал, и радисты, в том числе и те которые служили на возглавляемой мною радиостанции, продолжали нести службу при любых условиях.

Во время налетов вражеской авиации мы работали на штаб ПВО города. Через нас штаб ПВО своевременно получал информацию, с какого направления летят вражеские бомбардировщики, и через нас осуществлялась координация заградительного огня, в особенности на кораблях, которые стояли в устье Невы.

Даже в зимнее время приходилось снимать металлическую обшивку с передатчика радиостанции, устанавливать вентиляторы для принудительного охлаждения аппаратуры радиостанции. Все это было явным нарушением инструкций по эксплуатации радиостанции, но иного выхода не было. Радиосвязь была необходима, как хлеб. Интенсивность работы радиостанции была такая, что отключить радиостанцию для охлаждения аппаратуры, как того требовали инструкции по эксплуатации, не представлялось возможным. Но иного выхода не было, так как резерва и такой аппаратуры не было, а радиосвязь была жизненно необходима. Все, что мне, как начальнику радиостанции, приходилось делать для увеличения времени работы радиопередатчика, приводило к нарушению заводской настройки (градуировки). Это мы исправили в полевых условиях в помощью волномера, который сумели разыскать на одном из радиозаводов города и берегли как "зеницу ока".

Предыдущая       К оглавлению       Следующая