Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Журнал Энергопрогресс

 
История энергетики

 
Выдающиеся деятели энергетики

 
Воспоминания ветеранов-энергетиков о ВОВ

 
Материалы научно-практической конференции

 
Памятные и знаменательные даты ВОВ

 

Воспоминания ветеранов-энергетиков о Великой отечественной войне

Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

М.Г.Левдик "Днепровская флотилия в боях"

Командованием флота решение этой задачи было возложено на подводную лодку Д-5. С получением приказа команда лодки стала срочно готовиться к ее выполнению. Самолетом к партизанам был заброшен связной, который должен был координировать все действия, в частности, подобрать два удобных места для подхода лодки, основное и запасное, и в установленное время сосредоточить в одном из них людей, подлежащих эвакуации. В связи с тем, что осадка подводной лодки не позволяла ей подойти близко к берегу, была создана шлюпочная команда. Я был назначен старшим этой команды. Предусматривалось на надувных резиновых шлюпках подойти вплотную к берегу и несколькими заходами доставить всех раненых и больных на подводную лодку. Вся операция должна была быть выполнена скрытно в темное время суток. Все действия команды по эвакуации партизан были предварительно отработаны на базе, затем подводная лодка погрузила на борт необходимое снаряжение и взяла курс к берегам Крыма. По прибытии на место назначения лодка всплыла в позиционное положение и стала маневрировать, стараясь максимально приблизиться к берегу. В этот момент противник обнаружил ее и открыл заградительный огонь вдоль берега, а затем, опознав класс корабля, стал прицельно стрелять по ней. В этих условиях лодка вынуждена была отойти в открытое море и скрываться в подводном положении.

Через сутки попытка погрузки была повторена в запасном месте приема. Эта операция прошла успешно. Приняв на борт всех раненых и больных, экипаж стал проводить пробное выравнивание корпуса лодки с учетом принятого груза. В этот момент лодка была обнаружена самолетами противника, пришлось производить экстренное погружение с большим уклоном на нос. Лодка стремительно погружалась на глубину, удержать ее не удавалось, и только освобождение от всего балласта позволило прекратить падение на глубине, превышающей рабочую глубину погружения в полтора раза. Вздох облегчения вырвался у всех. Команда хорошо представляла, что только несколько секунд отделяло всех от гибели. Лодку подняли на рабочую глубину, и весь обратный путь до Туапсе мы вынуждены были идти в подводном состоянии, так как немецкие самолеты преследовали лодку по всему пути, периодически сбрасывая глубинные бомбы.

Подводные лодки в период Великой Отечественной войны были ди-зельными, средств регенерации воздуха не имели, поэтому время пребывания их под водой было ограничено. Нужно было при любом благоприятном моменте всплывать на поверхность для вентиляции воздуха в лодке и подзарядки аккумуляторных батарей. Такой возможности на обратном пути подводная лодка Д-5 не имела и весь путь до Туапсе прошла без вентиляции воздуха. Для экономии расхода кислорода был введен строгий режим, по которому передвигаться по лодке разрешалось только боевой вахте, а все остальные должны были находиться в лежачем положении. Особенно остро нехватка кислорода ощущалась в конце похода. Команда была совершенно обессилена, не говоря уже о раненых и больных. По прибытии подлодки в Туапсе я вышел на палубу и от длительной нехватки кислорода потерял сознание.

За участие в операции по эвакуации раненых и больных партизан с Крымского полуострова я был награжден первой из двадцати девяти правительственных наград - медалью "За оборону Кавказа".

В сентябре - октябре 1943 г. также курсантом-практикантом на Гвардейской подводной лодке Щ-215 я участвовал в несении дозорной службы на Черном море и в борьбе с кораблями и баржами противника на его коммуникациях. В этот раз пятеро моих сокурсников не вернулись с боевой практики в училище, они погибли вместе с кораблями, подорвавшимися на минах противника.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»
  Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

Волжская ГЭС представила школьникам новый выпуск научно-художественного альманаха «Хочу все знать»
  Волжская ГЭС представила школьникам новый выпуск научно-художественного альманаха «Хочу все знать»

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта