Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

М.Г.Левдик "Днепровская флотилия в боях"

Командованием флота решение этой задачи было возложено на подводную лодку Д-5. С получением приказа команда лодки стала срочно готовиться к ее выполнению. Самолетом к партизанам был заброшен связной, который должен был координировать все действия, в частности, подобрать два удобных места для подхода лодки, основное и запасное, и в установленное время сосредоточить в одном из них людей, подлежащих эвакуации. В связи с тем, что осадка подводной лодки не позволяла ей подойти близко к берегу, была создана шлюпочная команда. Я был назначен старшим этой команды. Предусматривалось на надувных резиновых шлюпках подойти вплотную к берегу и несколькими заходами доставить всех раненых и больных на подводную лодку. Вся операция должна была быть выполнена скрытно в темное время суток. Все действия команды по эвакуации партизан были предварительно отработаны на базе, затем подводная лодка погрузила на борт необходимое снаряжение и взяла курс к берегам Крыма. По прибытии на место назначения лодка всплыла в позиционное положение и стала маневрировать, стараясь максимально приблизиться к берегу. В этот момент противник обнаружил ее и открыл заградительный огонь вдоль берега, а затем, опознав класс корабля, стал прицельно стрелять по ней. В этих условиях лодка вынуждена была отойти в открытое море и скрываться в подводном положении.

Через сутки попытка погрузки была повторена в запасном месте приема. Эта операция прошла успешно. Приняв на борт всех раненых и больных, экипаж стал проводить пробное выравнивание корпуса лодки с учетом принятого груза. В этот момент лодка была обнаружена самолетами противника, пришлось производить экстренное погружение с большим уклоном на нос. Лодка стремительно погружалась на глубину, удержать ее не удавалось, и только освобождение от всего балласта позволило прекратить падение на глубине, превышающей рабочую глубину погружения в полтора раза. Вздох облегчения вырвался у всех. Команда хорошо представляла, что только несколько секунд отделяло всех от гибели. Лодку подняли на рабочую глубину, и весь обратный путь до Туапсе мы вынуждены были идти в подводном состоянии, так как немецкие самолеты преследовали лодку по всему пути, периодически сбрасывая глубинные бомбы.

Подводные лодки в период Великой Отечественной войны были ди-зельными, средств регенерации воздуха не имели, поэтому время пребывания их под водой было ограничено. Нужно было при любом благоприятном моменте всплывать на поверхность для вентиляции воздуха в лодке и подзарядки аккумуляторных батарей. Такой возможности на обратном пути подводная лодка Д-5 не имела и весь путь до Туапсе прошла без вентиляции воздуха. Для экономии расхода кислорода был введен строгий режим, по которому передвигаться по лодке разрешалось только боевой вахте, а все остальные должны были находиться в лежачем положении. Особенно остро нехватка кислорода ощущалась в конце похода. Команда была совершенно обессилена, не говоря уже о раненых и больных. По прибытии подлодки в Туапсе я вышел на палубу и от длительной нехватки кислорода потерял сознание.

За участие в операции по эвакуации раненых и больных партизан с Крымского полуострова я был награжден первой из двадцати девяти правительственных наград - медалью "За оборону Кавказа".

В сентябре - октябре 1943 г. также курсантом-практикантом на Гвардейской подводной лодке Щ-215 я участвовал в несении дозорной службы на Черном море и в борьбе с кораблями и баржами противника на его коммуникациях. В этот раз пятеро моих сокурсников не вернулись с боевой практики в училище, они погибли вместе с кораблями, подорвавшимися на минах противника.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая