Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

М.Г.Левдик "Днепровская флотилия в боях"

Со вскрытием Днепра и Припяти 1-я бригада флотилии перешла на реку Припять. Бронекатера бригады своим огнем постоянно поддерживали сухопутные части на прибрежных территориях, высаживали десанты во фланги и тылы противника. В середине июня корабли 1-й бригады были сосредоточены на Березине, они прорвались на подступы к Бобруйску и своим огнем помогли уничтожить противника. За трое суток корабли бригады перебросили на правый берег Березины 66 тысяч личного состава, 1350 орудий и минометов, 500 автомашин, около 7000 лошадей и другое различное имущество. Таким образом, совместными действиями сухопутных войск и кораблей бригады Бобруйск был освобожден от противника. Приказом Верховного Главнокомандования 1-й бригаде речных кораблей было присвоено наименование Бобруйской, а 286 офицеров, матросов и старшин были награждены орденами и медалями.

Корабли Днепровской флотилии принимали активное участие в боевых действиях под Пинском. В тесном взаимодействии с сухопутными войсками, поддерживая их огнем своей артиллерии, под пулеметными минометным огнем противника высаживали десанты и перебрасывали войска на противоположный берег реки, доставляли им боевую технику, боеприпасы и другое имущество.

За освобождение Пинска и успешные боевые действия в Бобруйской операции 2-й отдельный Гвардейский дивизион бронекатеров и 1-я и 2-я бригады речных кораблей были награждены орденами Красного Знамени. Десять матросов, старшин и сержантов, участников операции по освобождению Пинска, были удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Красного Знамени была награждена и Днепровская военная флотилия.

С 6-го апреля 1944 г. решением Ставки Верховного Главнокомандующего Днепровская военная флотилия перешла в оперативное подчинение командованию 1-го Белорусского фронта.

После освобождения Пинска корабли флотилии не могли поддерживать сухопутные войска в этой части Белоруссии, так как Днепровско-Бугский канал был разрушен. К середине октября, после выхода войск 1-го Белорусского фронта к Висле и захвата плацдарма на реках Западный Буг и Нарва, корабли флотилии были переброшены на Западный Буг. Здесь я и догнал бронекатера своего 1-го отряда, в который был назначен инженер-механиком. В это время бронекатера отряда вместе с кораблями 1-й бригады речных кораблей своим огнем поддерживали наступление войск 1-го Белорусского фронта вдоль реки и обеспечивали высадку десантных групп для овладения приречными пунктами. Я представлял, какая огромная ответственность ложилась на меня. В мои обязанности входило поддержание катеров в постоянной боевой готовности, обеспечение их живучести, бесперебойной работы всех механизмов, обеспечение необходимых запасов горюче-смазочных материалов, обучение личного состава выполнению этих задач и проведению ремонтных работ подручными средствами в полевых условиях.

Первым делом я побывал на всех бронекатерах отряда, познакомился с личным составом, ознакомился с состоянием самих кораблей, с их механизмами, наличием запасов горюче-смазочных материалов, инструментов, подготовкой мотористов, электриков, постарался определить наличие слабых мест в подготовке, есть ли необходимость оказания неотложной помощи и какой именно.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая