Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

М.Г.Левдик "Днепровская флотилия в боях"

К весне 1945 г. советские войска вышли на подступы к Берлину. Линия фронта проходила по Одеру, наши части подошли к нему в районе Кюстрина и готовились к штурму Берлина. Корабли Днепровской флотилии было решено перебазировать на Одер для содействия наступающим частям 1-го Белорусского фронта. Во второй половине марта корабли флотилии совершили труднейший (более 700 км) переход по реке Висле, Бромбергскому каналу, рекам Нотец и Варта. Они преодолели 75 разрушенных переправ, мостов и шлюзов. Приходилось преодолевать и ледовые торосы; кингстоны забивало битым льдом, в результате чего не поступала вода для охлаждения двигателей, льдом повреждались рули и винты, и катера теряли возможность передвижения. Для того, чтобы пройти под низко расположенными мостами, с катеров приходилось снимать бронерубки, загружаться мешками с песком и протаскивать катера в полупритопленном положении. При продвижении по Одеру в районе Свинемюнде бронекатера 1-го отряда, следовавшие в составе 2-го Гвардейского отдельного Бобруйского Краснознаменного дивизиона, попали на подводное минное поле противника. Для того, чтобы сберечь горючее, бронекатера следовали поотрядно на буксире у тральщиков. Когда наш тральщик с находившимися на буксире бронекатерами, проходил по минному полю, магнитная мина всплы-ла у него под корпусом и взорвалась. Тральщик со всей командой мгновенно исчез под водой. Когда столб воды от взрыва спал, мы увидели на воде только несколько бескозырок. У бронекатера БК-92, который следовал непосредственно за тральщиком и на котором я находился, взрывной волной деформировало носовую часть и разгерметизировало

топливную систему, в результате чего через образовавшиеся щели бензин из бензобаков попал в машинное отделение.

Чтобы по возможности избежать дальнейших потерь, командир дивизиона дал срочную команду: "Всем кораблям сняться с буксира и в дальнейшем следовать своим ходом". Выполняя его команду, командир катера по телеграфу дал команду в машинное отделение: "Заводите мотор". В это время я стоял у боевой рубки. Обеспокоенный длительной задержкой с запуском мотора, я бросился к машинному люку и увидел пламя огня, охватившего машинное отделение. Приказал сигнальщику, стоявшему на палубе, быстро срывать одеяла с постелей матросов, мочить в реке и бросать в машинное отделение. Сам я в это время по лестнице скатился вниз. Все мотористы находились на рабочих местах и, обжигая руки и лица, сбивая пламя с рабочей робы, вели борьбу с огнем. Положение было критическое. Мысль о возможности взрыва паров бензина и бензина в бензобаках не покидала меня. Вместе с матросом мы прикрыли мокрыми одеялами переборку между машинным отделением и бензоотсеком от лизавших ее языков пламени. Наконец все вместе, используя подручные средства и полтора десятка огнетушителей, с большим трудом сумели ликвидировать пожар.

В таких и подобных экстремальных ситуациях представляется возможность познать себя и оценить своих сослуживцев. В таких условиях цементируется настоящая боевая дружба. Не случайно народная мудрость гласит, что друзья познаются в беде.

Из машинного отделения я вылез полностью обессиленным и опустошенным. Еще долго во сне мне снились кошмары, и я боролся с огнем.

Со всеми трудностями, с которыми морякам пришлось столкнуться при переходе кораблей к Одеру, они справились успешно, проявив смелость, мужество, взаимную выручку и высокое воинское мастерство. И я был одним из них. Привожу дословную выписку из наградного листа:

Предыдущая       К оглавлению       Следующая