Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

М.Г.Левдик "Днепровская флотилия в боях"

Действия моряков получили высокую оценку советских военачальников. "Группа полуглиссеров - писал в отзыве о деятельности моряков командир корпуса генерал-лейтенант И. Рослый, - во время форсирования реки Шпрее у мыса Плантер-Вальде получила задачу высадить десант. Несмотря на исключительную сложность условий и опасность личный состав проявил храбрость и отвагу". В своих воспоминаниях маршал Советского Союза Г. Жуков писал: "При форсировании Шпрее смело действовала 1-я бригада речных кораблей Днепровской военной флотилии, особенно отряд полуглиссеров этой бригады".

За боевые действия в Берлинской операции Днепровская военная флотилия была награждена орденом Ушакова 1-й степени. Сотни матросов, офицеров и старшин были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 9 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Я был награжден орденом Красной Звезды и медалью "За взятие Берлина".

После взятия Берлина нашими войсками 1-я бригада речных кораблей ушла со своих боевых позиций и расположилась на постоянное базирование в заливе Лениц под городком Ораниенбург в пригороде Берлина, а личный состав кораблей был определен на проживание по жилым домам. Меня вызвал командир бригады и поручил взять с собой роту моряков и срочно отбыть на судоверфь в западном районе Берлина на реку Шпрее для завершения строительства речных буксиров и боевых катеров с дистанционным управлением. По прибытии на судоверфь я предъявил свое предписание находившемуся там командиру пограничного полка. Он передал мне судоверфь и предупредил о необходимости выполнения задания в течение двух, максимум трех месяцев, так как этот район Берлина должен был перейти в зону контроля войск наших союзников. При этом он сообщил, что в ближайшие два-три дня он вместе со своим полком покинет этот район. Я принял судоверфь и приступил к выполнению поставленной мне задачи. Суда находились в разной степени строительной готовности. После предварительного ознакомления с объемом предстоящих работ, чтобы наверняка уложиться в отведенный мне срок, я решил подключить оборудование довольно разрушенного неработающего цеха. Поскольку среди работавших на верфи немецких специалистов не оказалось электрика по силовым сетям, мне пришлось лично без посторонней помощи проложить силовой кабель и подать электропитание на распределительный щит цеха, чем я привел немцев в полное изумление. После этого случая мой авторитет стал для них непререкаем. Все мои рекомендации и задания выполнялись ими со старанием и в заданные сроки.

Когда работы по строительству речных буксиров и военных катеров подошли к концу, ко мне обратился немец, заместитель главного конструктора ЦКБ по кораблестроению завода и предложил встретиться с ним на его яхте, стоявшей на Шпрее в трех километрах от судоверфи. В назначенное время я взял с собой трех матросов с автоматами на случай возможной провокации и на одном из восстановленных катеров прибыл на встречу. Во время встречи заместитель главного конструктора предложил мне полный комплект документации (технический проект) по строительству подводной лодки с единым двигателем и выразил желание принять непосредственное участие в осуществлении этого проекта в нашей стране. Я поблагодарил его, пообещал доложить о его предложении своему командованию, погрузил документацию на катер и возвратился на судоверфь. После окончания порученных мне работ по строительству судов и их отправки в Советский Союз, я возвратил-ся в 1-ю бригаду, немедленно доложил о находящейся у меня документации и тут же передал ее командиру бригады. Технический проект строительства подводной лодки с единым двигателем - это было в то время последнее слово в строительстве подводного флота.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая