Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

С.Г.Радюков "Финский фронт и конец войны"

В боевой подготовке воинов-десантников этого периода особое внимание уделялось прыжкам из самолета с парашютом, тактике боевых действий в тылу врага, ведению огня из любого стрелкового оружия, выживанию в особых условиях. Пришлось совершать много прыжков с самолета ПС-84 (я за этот период совершил более 20 прыжков).

Бригада была обеспечена в основном новейшими по тому времени парашютами ПД-43, но вместе с ними имелось небольшое количество парашютов довоенной конструкции ПД-6. Эти парашюты имели существенные недостатки. Первый и основной недостаток - десантник должен был сам, при помощи лямок подвесной системы разворачивать парашют для нормального приземления. Нормально - когда земля идет под тебя, а не от тебя. Второй недостаток - это скорость раскрытия парашюта при движении к земле. У парашютов ПД-6 - 5-6 метров в секунду, ПД-43 - 4 метра в секунду.

Однажды при совершении прыжка с самолета со мной произошел интересный случай.

Совершить прыжок из самолета мне пришлось с парашютом ПД-6. Видимо я при укладке парашюта допустил ошибку, которую инструктор ПДС не заметил. Эта ошибка чуть не стоила мне жизни. После выброса с самолета парашют раскрылся не полностью за счет закрутки строп и, как говорят десантники "заколбасил", т.е. скорость падения достигла 30-40 метров в секунду. Где-то за 250-300 метров от земли купол раскрылся и стал, как маятник, вертеться вокруг своей оси. Чтобы загасить это движение пришлось работать лямками подвесной системы парашюта. Так я упустил время для нормального приземления. Упал на землю правым боком среди посадок капусты. Удар был достаточно сильным, из глаз посыпались искры, не погашенный своевременно купол парашюта протащил меня 30-40 метров. При этом движении я сбил 20-30 кочанов капусты. Мне казалось, что я получу серьезные травмы. Однако, все обошлось, но некоторый страх при спуске и падении я испытал.

В сентябре 1943 г. произвели боевую укладку парашютов, грузовых мешков (оружие плюс боеприпасы), полную экипировку вооружения и снаряжения для десантирования в тыл врага. Однако, по неизвестным нам причинам, эту операцию отменили.

В воздушно-десантном составе бригада просуществовала до января 1944 г. и была переформирована в 302-й Гвардейский стрелковый полк, который входил в состав 98-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии.

В течение зимы и весны 1944 г. проходили различные тактические ученья, нас готовили к боевым действиям в лесисто-болотистой местности.

В июне 1944 г. дивизия в составе 37-го Гвардейского стрелкового корпуса трех дивизионного состава (98, 99 и 100-й Гвардейских дивизий) погрузилась и направилась по железной дороге в действующую 7-ю Ударную армию Карельского фронта.

Части дивизии прибыли к месту назначения, выгрузились 12-13 июня 1944г. и сосредоточились в 35-40 километрах южнее Лодейного Поля. В период с 12 по 20 июня полки дивизии вели подготовку к форсированию реки Свирь и боям в сложных условиях местности Карельского фронта.

21 июня 1944 г. после мощной более чем трехчасовой артиллерийской подготовки и ударов авиации 302-й Гвардейский стрелковый полк форсировал реку Свирь и перешел в наступление в направлении населенного пункта Слобода.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая