Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

В.П.Воробьев "Уникальный случай"

Уникальный случай

Это произошло в годы войны. Пятьдесят лет назад, летом 1944 г. я, молодой матрос, проходил службу в 1-м гвардейском дивизионе малых охотников за подводными лодками. К тому времени дивизион перебазировался в Койвисто (ныне Приморск). Здесь же находилась бригада шхерных кораблей, которой командовал капитан I ранга Н.Э. Фельдман. Он был старшим в гарнизоне. Помнится, в проливе Бьеркезунд стояли два быстроходных тральщика - "Владимир Полухин" и "Василий Громов", один - слева пролива у о. Бьерке, второй - справа у берега материка. Почему я назвал эти корабли - скажу ниже.

Здесь же в Койвисто дислоцировалась батарея 101-й бригады морской железнодорожной артиллерии. Она располагалась вблизи нашего дивизиона и мы, катерники, поддерживали тесный контакт с береговыми артиллеристами. То были ребята бравые, бывалые, боевые. Об этом свидетельствовали многочисленные красные звездочки на белых кружочках орудийных стволов. Каждая звездочка означала одержанную над врагом победу - уничтоженную огневую точку противника, блиндаж или другой какой-то важный объект.

Штаб нашего дивизиона размещался в низком, небольшом одноэтажном финском домике. Командовал дивизионом гвардии капитан-лейтенант (как тогда говорили - каплей) Василий Брониславович Карпович (впоследствии капитан 1 ранга). Стаж его службы на катерах по окончании в 1938 г. ВВМУ имени М.В. Фрунзе исчислялся в шесть лет. Среднего роста, коренастый, широкоплечий, он был требовательным, справедливым и заботливым командиром. Его, тонкого ценителя морского юмора, медлительного на берегу, стремительного, четко и уверенно действовавшего в море, любили подчиненные. Намного старше комдива был его заместитель по политчасти Василий Алексеевич Кирсанов. Призванный на флот в военные годы из запаса, не помню, то ли бывший учитель, то ли партийный работник, он многим матросам, старшинам да, пожалуй, и офицерам годился по возрасту в отцы. Да и не только по возрасту, а по той чуткости, внимательности, заботе, которые он проявлял к катерникам. Кирсанов был отцом духовным, душой личного состава дивизиона. В любой момент, по любому случаю он мог дать полезный совет, подбодрить, утешить, а в нужном случае - строго потребовать. Он мне особенно запомнился.

Вероятно, для сегодняшнего поколения военных моряков не лишним будет сказать о малом охотнике (МО) за подводными лодками, этом небольшом деревянном корабле. Он имел водоизмещение всего лишь около 60 т, длину 27 м, осадку около 1,5 м. Мощность моторов, равная 2600 л.с., позволяла развивать катеру скорость свыше 25 узлов. На нем устанавливались акустическая аппаратура, радиостанция. Вооружение состояло из двух полуавтоматических 45-миллиметровых орудий, двух крупнокалиберных пулеметов и более 20 глубинных бомб. Кроме того, он мог принять на борт мины и тральное вооружение.

Служба на катерах МО была очень напряженной. Базируясь на Кроншлот, Лавенсари, а потом и Койвисто, они действовали далеко от баз в любое время суток, в любую погоду. Большая скорость и сильное вооружение позволяли им быстро сближаться с противником и наносить ему чувствительные удары. В море они выходили ежедневно, нередко находились там по несколько суток. Они несли дозорную службу, высаживали десанты, обстреливали побережье, вели разведку, конвоировали транспорты, эскортировали свои подводные лодки, ставили мины, вели бои с катерами противника, и, естественно, в соответствии со своим именем, "охотились" за подводными лодками противника. Достойный вклад внесли эти катера в дело победы над врагом. Недаром 1-й дивизион удостоился гвардейского звания.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая