Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

В боях на Азовском море

После успешно проведенных контрольных стрельб мы приступили к выполнению первой боевой задачи: остановить доставку морским путём судами и кораблями противника в порт Таганрог военных грузов для южной группировки немцев . Первые же несколько наших стрельб по этим кораблям, идущим по фарватеру, были успешными. Одно из судов задымило и легло на обратный курс. Второй корабль, постоянно меняя курс и скорость хода, маневрировал ещё какое- то время, потом развернулся и вышел за зону максимальной дальности стрельбы батареи. Мы все радовались нашему первому успеху. Все дальнейшие попытки немецких кораблей прорвать нашу блокаду Таганрога в светлое время суток успеха не имели. Наша батарея полностью перекрывала фарватер своим огнем. Ну а плавать в ночное время немцы поначалу не рисковали, так как отсутствовало гидрографическое обеспечение плавания , все маяки и светящиеся буи были разрушены. Позже немцы пытались организовать доставку грузов в ночное время на судах с малой осадкой, с возможностью их плавать по мелководью вдоль северного побережья Азовского моря. Перекрыть эту доставку было поручено Отдельному отряду бронекатеров АВФл, под командованием капитана третьего ранга Тетюркина Ф.В, базировавшегося в порту Азов. Операции проходили успешно, но через некоторое время, с появлением у немцев больших десантных барж(сокращённо - БДБ ) вооружённых орудиями значительно большей мощности, чем на наших бронекатерах, потребовалась систематическая огневая поддержка бронекатеров.

Батарея получила приказ поддержать артогнем бронекатера в бою с БДБ, для чего свой корректировочный пункт разместить на одном из бронекатеров, участвующих в операции. Утром следующего дня, я с радиогруппой был в Азове. Вечером, когда мы проработали все детали нашей операции, мы вышли в море на бронекатере 311 (БКА-311).

БКА заняли позиции на предполагаемом пути БДБ в Таганрог. БДБ появилась только под утро, нам был хорошо виден её силуэт. Я передал необходимые данные стрельбы на батарею, она произвела первый залп. Снаряды взорвались недолетом, я сообщил новые, скорректированные данные. Второй залп, как я и рассчитывал упал перелётом, . Баржа начала маневрировать и пытаться вырваться из вилки, увеличила скорость движения. Мы моментально сообщили об этом на КП. Третий залп пошёл по новым данным. После этого залпа, БДБ развернулась и, увеличив ход, пошла обратно. Наша задача была выполнена, о чем я и доложил командованию. Теперь эта операция повторялась каждую ночь. Противник иногда посылал на прорыв корабли другого типа и сразу несколько кораблей в кильватер. В этом случае, для повышении эффективности стрельбы по ним, используя высокую скорострельность наших орудий, мы стали стрелять очередями, используя специальные обозначения для типа очереди при корректировке огня: "шов", "строчка", "уступ". Это оказалось весьма эффективно. Несколько немецких кораблей получили повреждения.

Через некоторое время, у противника появились две передвижные береговые батареи, что резко осложнили действия бронекатеров и моего корректировочного поста. Для подавления этих батарей, была привлечена наша батарея, залпы которой заставляли их замолкать.

Немецкие батареи вести контрбатарейную борьбу с нашей батареей не могли, так как максимальная дальность стрельбы, у этих передвижных береговых орудий была, почти на 40% меньше, чем у нашей батареи. Пытаясь прорвать нашу блокаду порта Таганрог, противник начал использовать против нас, вместе с артиллерией, и свою авиацию. Для нас наступили очень тяжёлые и опасные времена. В походы мы стали выходить только по ночам. Немцы артиллерийскими осветительными снарядами и авиационными бомбами освещали водную поверхность и затем самолёты бомбили нас. Только благодаря быстрой реакции и умению командиров бронекатеров управлять катером и вырываться из освещённой зоны, мы остались в живых и могли продолжать операции.

На протяжении долгого времени моя группа выходила в море на одном и том же катере - БКА-311, которым командовал лейтенант Г.А. Ганжа, с которым у меня сложились хорошие, дружеские отношения. Но в один из вечеров я был вызван в штаб отряда бронекатеров, где мне сообщили, не объясняя деталей, что для нашего корректировочного поста будут назначаться другие бронекатера и назвали номер БКА на эту ночь. Много позже я узнал что БКА-311 был переведен на новую стоянку на Тамани и затем не вернулся с боевого задания, лейтенант Ганжа и почти все члены его команды погибли.

Самолёты противника эпизодически бомбили территории нашей батареи, но уничтожить орудия не смогли. За весь период они разрушили две наших ложных батареи и два макета зенитных пулемётов. Но одна из бомб взорвалась во временном земляном снарядном погребе и какое-то количество снарядов детонировало. Старшина погребных Новосельцев, находившийся в погребе в тот момент, погиб мгновенно, его тело нам пришлось собирать по частям. Человек он был замечательный, команда батареи очень его уважала за трудолюбие и дружелюбие. При этом же взрыве получили смертельные ранения старшина зенитных пулемётов Гудыменко, он прошел несколько шагов с разорванным животом, упал и скончался недалеко от погреба. Несколько матросов получили ранения разной степени, один из них позднее умер в госпитале.

Наша блокада успешно продолжалась до момента освобождения Таганрога. Кроме блокады, нашей задачей было уничтожение нефтяных ёмкостей с запасами жидкого топлива, боеприпасов и складов военного имущества противника в порту Таганрог. Сначала батарея это решала методом ,, стрельбы по площадям", поскольку порт находился на почти предельной дальности стрельбы наших орудий и корректировка огня с КП батареи в то время была невозможна.

Во время одной из этих стрельб сложилась опасная ситуация. Я находился на второй артустановке в то время как при очередном выстреле снаряд не покинул ствол, застрял в канале ствола. Опасность была в том, что при досылке очередного снаряда в ствол произошёл бы преждевременный взрыв снаряда в стволе орудия, что привело бы к гибели всего орудийного расчета и уничтожению артсистемы. Нужно было не допустить досылки второго снаряда в канал ствол. Оттолкнув матросов, я прыгнул к пневматическому досылателю снарядов и остановил досылку очередного снаряда и закрытие орудийного затвора. Чуть позже, проверяя состояние внутренней нарезки в стволе, я не нашёл каких-либо повреждений. Потом мы подготовили уменьшенный заряд и выстрелом в море освободили ствол от застрявшего в нем снаряда. В дальнейшем стрельба из этого орудия велась нормально, больше проблем с ним не было.

Командование флотилии приказало командиру батареи повысить эффективность стрельбы по порту и максимально уничтожать немецкие запасы в порту. На следующий день с рассветом я с радиогруппой вышел в море на бронекатере, и мы прошли мимо порта. Я успел хорошо рассмотреть и передать более точные координаты нефтяных баков на батарею. После третьего залпа батареи на нефтебазе возник сильный пожар. При проходе мимо порта обратным курсом бронекатер наш подвергся сильному обстрелу с берега и вынужден был увеличить ход, но мне все же удалось успешно провести корректировку огня по складам. Потом мы повторяли подобные операции несколько раз и каждый раз успешно. В результате этих операций была уничтожена нефтебаза с запасами горючего, несколько складов с боеприпасами и другим имуществом.

При освобождении нашими войсками Таганрога, небольшая часть немецкой группировки войск пыталась своими кораблями прорвать нашу блокаду таганрогского порта, но при выходе в море, немецкие суда были встречены артогнём бронекатеров и нашей батареи и несколько судов противника получили повреждения. Прорыв блокады немцам не удался и их суда вернулись в порт. Так закончилось участие Отдельной береговой стационарной батареи -723, (сокращенно ОБС-723) в боях в составе Азовской военной флотилии.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая