Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

Перебазирование на Тамань, бои в Керченском проливе.

Летом 1943 года в результате успешного наступления наших войск южного фронта были освобождены северное побережье Азовского моря, остаток Ростовской области, часть Украины, города Таганрог, Мариуполь и другие. Азовская военная флотилия приступила к подготовке десантной операции в Крым. Наша батарея БС-723 была переподчинена Керченской военно-морской базе ЧФ, штаб которой в тот момент находился на Таманском полуострове, и мы получили приказ туда перебазироваться.

Первой задачей было определиться со способом доставки батареи на железнодорожную станцию Степная. На совещании я предложил поискать на наших флотских и на армейских складах немецкого трофейного имущества колесные прицепы нужной грузоподъёмности. Командир батареи одобрил мое предложение, и утром следующего дня я, с матросами, убыл на поиски. Нам удалось найти два исправных прицепа с низкой посадкой. К сожалению, их грузоподъемность была ниже желаемой, ни на одном из них перевозить артустановку целиком, без разборки не было возможно. После прибытия на батарею с прицепами и моего доклада, командир батареи приказал мне организовать разборку орудий так чтоб перевозить каждую артустановку двумя прицепами.

Большая часть личного состава и командование батареи немедленно убыли на Таманский полуостров для сооружения новой боевой позиции на берегу Керченского пролива, а мне, поскольку я уже имел опыт успешной организации перевозки батареи из Очамчири на Азовское море, вновь было поручено командовать перевозкой батареи, на этот раз на Таманское побережье Керченского пролива.

Опыта разборки установок у нас не было – в прошлый раз мы их перевозили на специально изготовленной санях. Не было ни чертежей, ни схемы сборки орудий, так как артустановки снимались с повреждённого корабля и видимо документы остались там, или были утрачены при дальнейшем хранении их. Завод- изготовитель орудий находился в эвакуации, поэтому получить схему от них тоже было бы проблематично. Мне пришлось по памяти, как нас учили в училище, составить схему разборки и график разборки и упаковки для каждого орудия. Потом я проработал эти графики и прорепетировал разборку с каждым орудийным расчетом и они подготовили специальные места для размещения вынимаемых стволов (для того чтобы не повредить полированные поверхности). Потом мы укутали стволы разными материалами, чтобы их защитить от повреждений в пути. Доставка и погрузка на станции Степная прошли без происшествий, в пути затруднений не было.

По прибытию на станцию Крымская Краснодарского края наш эшелон поставили на запасной путь. Военный комендант сообщил мне, что наша конечная станция назначения, Варениковская, ещё достраивается и не готова к приемке нашего эшелона. Организовав круглосуточную охрану эшелона, я выехал на разведку обстановки на строительстве станции ,,Варениковская". Дорога оказалось непростой - несколько дней шли затяжные осенние дожди, грунтовые дороги были разбиты и стали непроезжими, в том числе и основная, по которой доставлялись, до ввода в эксплуатацию участка железной дороги, все воинские и гражданские грузы со станции Крымская на косу Чушка. Многие автомашины сползали в кюветы, наш ,,Виллис" мы смогли вытащить из кювета только с помощью трёх человек. Наконец добрались до Варениковской. Там военный комендант станции сообщил мне что Варениковская войдет в строй только через две недели. Наша поездка убедила меня в том, что перевозка артустановок по раскисшим автодорогам невозможна, так что следующие две недели мы провели на Крымской, в ожидании ввода в строй железнодорожного пути до Варениковской.

Я наладил повседневный уставной флотский быт команды батареи в эшелоне на станции, поскольку понимал, что без чёткой и твёрдой организации быта невозможно продолжительное время поддерживать необходимый уровень порядка и дисциплины.

Во временном распорядке дня из восьми часов обязательных занятий в сутки выделялось время на технический осмотр, ремонт, замену масла, смазок и изношенных деталей механизмов, политические информации, теоретические и практические занятия. Таким образом, используя появившееся свободное время, во время вынужденной задержки на этой станции, мы проделали значительную часть регламентных работ по подготовке артсистем к следующим стрельбам. Важной частью этой подготовки была работа по определению изношенности орудийных стволов. Приборные замеры, которые мы произвели с помощью, вызванных мною, специалистов, показали, что внутренние нарезки вставленных труб (лейнеров) стволов оказались сильно изношенными, мы подготовились к их замене.

Ежедневно на станцию прибывало большое количество воинских частей и отдельных групп. По просьбе военного коменданта мы ежедневно наряжали наши патрули для помощи в поддержании порядка на станции. Мне запомнился один случай. Я шёл по платформе и ко мне подошёл с докладом старший нашего патруля, матрос Дудин. Я его хорошо знал, он вместе со мной воевал на Азовском море, в составе плавающего корректировочного поста нашей батареи на бронекатерах. Это был человек не робкого десятка. После его доклада, мы с ним постояли, поговорили немножко. Вдруг с другого конца платформы послышался какой -то шум. Присмотревшись, мы увидели, что в нашу сторону идёт пошатывающийся человек в военной форме, от которого люди на платформе разбегаются в стороны и пытаются спрятаться. Когда он дошел до нас, мы увидели, что это армейский младший лейтенант, похоже что сильно выпивший, размахивающий пистолетом и выкрикивающий что-то нечленораздельное.. Я тихим голосом приказал патрулю его разоружить. Матрос Дудин и один из патрульных вышли вперёд и встали сбоку от офицера. Дудин взял его за руку, сжал, пальцы того разжались и пистолет вывалился из руки и упал на землю. Этого офицера и его пистолет мы сдали в комендатуру.

Наконец дожди закончились. Без происшествий мы добрались до Варениковской, а затем, медленно и осторожно, перевезли установки на берег Керченского пролива. Там мы смонтировали их на фундаментах и заменили внутренние трубы в стволах и провели контрольные стрельбы, после чего батарея вошла в состав действующих боевых частей Керченской ВМБ Черноморского флота. Батарее были поставлены боевые задачи:

  • Перекрыть плавание в Керченском проливе судов и кораблей врага и доставку грузов для войск противника;
  • Оказывать огневую поддержку нашим корабля в боях с кораблями противника, по их просьбе;
  • При высадке наших морских десантов на крымский полуостров подавлять своим огнем артиллерийские батареи и другие огневые средства противника.

Обстановка в Керченском проливе была очень сложной. Корабли противника - большие десантные баржи (БДБ) - были вооружены орудиями значительно большей мощности, чем наши сторожевые катера (СК), что позволяло им прорываться с грузами в порты Камыш- Бурун и Керчь. Первые успешные стрельбы батареи по этим кораблям заставили противника временно приостановить доставку грузов морем. Через некоторое время, походы БДБ возобновились, но только при плохой погоде: туман, дождь, снег и отсутствие видимости в прибрежной полосе канала по которому могли проходить БДБ. Батарея, в то время не была ещё оснащена радиолокатором, с помощью которого мы смогли бы обнаруживать и расстреливать цели в любую погоду. Наши дальномерщики несли непрерывно вахту по наблюдению за изменением границы невидимости. При появлении кораблей противника в зоне видимости, дальномеры определяли данные и батарея открывала огонь. Корабли противника пытались быстро вырваться из зоны обстрела и уйти за пределы видимости. Во время своего дежурства на КП батареи, при появлении какого-либо корабля, отдавая по громкой связи команду об открытии огня, я иногда шутил, что мы начинаем с немцами игру «в кошки- мышки". Шутка имела успех у матросов. Эта ,, ловля мышек" была продуктивной, несколько БДБ были повреждены, поток грузов в порт Керчь прекратился. С первых же своих стрельб и вплоть до начала Керченской десантной операции на крымское побережье батарея постоянно подвергалась ожесточенным налетам авиации, во время налетов «мышками» были мы. Благодаря хорошим укрытиям людские потери почти за месяц бомбежек были относительно невысоки - трое погибших, пятеро тяжело раненых. Сейчас я не помню сколько человек всего получили ранения, большая часть из них была госпитализирована. Потом, через некоторое время, из госпиталя после лечения один за одним вернулись на батарею три матроса моего взвода. По решению медицинской комиссии все они имели право на отпуск по лечению сроком до 3 - х месяцев, но предпочли вернуться на батарею. Решение вернуться на ведущую бои батарею, а не ехать в отпуск они объяснили тем, что ехать им некуда (один был из детдома, а двое других – и оккупированных районов Украины), а вылечатся они быстрее на батарее. Они были правы - подлечились они быстро, так как на батарее для этого были все условия: ежедневная медпомощь, регулярное питание и необходимый отдых. Через месяц с небольшим они были боеспособны.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая