Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Журнал Энергопрогресс

 
История энергетики

 
Выдающиеся деятели энергетики

 
Воспоминания ветеранов-энергетиков о ВОВ

 
Материалы научно-практической конференции

 
Памятные и знаменательные даты ВОВ

 

Воспоминания ветеранов-энергетиков о Великой отечественной войне

Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.А.Айсбеков "Этапы войны и труда" Змиевская ГРЭС

Змиевская ГРЭС

В декабре 1957 г. прибыл на строительство Змиевской ГРЭС. За три месяца до этого начало работать строительное управление.

Начальником строительства был М. В. Черкасов, я главным инженером, а заместителем по общим вопросам Г. Н. Козлов. Стройка была в зачаточном состоянии. Грязь была необыкновенная. Весной 1958 г. с остановки "95 км" (магистральная железнодорожная линия проходила в одном километре от черты поселка), продукты, и все необходимое перевозили на волах, арендованных в колхозе. Моя дочь Леночка завязла в грязи, потеряла резиновый сапожок, и хорошо, что вблизи были люди и ее принесли домой.

Закреплялось название - не "Змиевская ГРЭС", а "Змиевская грязь". Однако к осени 1958 г. поселок, кроме сорока вагончиков и шести бараков начал массово застраиваться капитальными домами и всем необходимым вокруг них. Построили 19-километровую шоссейную дорогу от с. Андреевка до стройки из колотого и рваного бутового камня, путейцы МПС "тянули" в прямом и переносном смысле железнодорожный путь от станции Шебелинки до стройки, по которому транзитом должен был поступать поток грузов. В стадии завершения был стройдвор. Начали строительство главного корпуса (нулевой цикл).

Первоначальный проект состоял почему-то из четырех 200-тысячных блоков. Было бы проще строить сразу главный корпус и другие основные и вспомогательные сооружения на шесть блоков. 1959 г. был решающим. Правительственный срок ввода перового блока - 1960 г.

Пусковой комплекс был во много раз больше Мироновского. Особенно беспокоил комплекс гидротехнических сооружений, и один из них - центральный водозабор. На нем следует остановиться подробнее.

Пруд-охладитель представлял из себя естественное озеро Лиман. После сооружения плотины, дамб и других сооружений и некоторого подъема уровня воды в законченном виде оно представляло из себя эллипс: вытянутая сторона длиной 8,5 км, короткая - около 3 км. Емкость озера составляла 58 млн м3 воды. Под дном от береговой насосной станции к центру озера по короткой стороне длиной 1,2 км должен был пройти подземный акведук в две или три нитки (не помню) сечением 3,5х3,5 м или 4,5х4,4 м, кончающийся воронками. Идея была такова: сброс горячей воды производился непосредственно у берега, а циркнасосы брали воду из центра озера (центральный водозабор). Вода вокруг воронок при всасывании должна была закрутиться по принципу опорожнения домашней ванны, перемешаться с горячей водой, охладиться и войти в конденсаторы. Надо было спустить воду из озера. Мы спустили, прорыли по проекту канал к р. Донец. Эта операция длилась не месяц, и не три, а целых семь - ведь воду не подтолкнешь, чтобы она текла быстрей.

Мы вовремя поняли, что такой центральный водозабор - это чистой воды утопия. Надо запроектировать водопонижение, смонтировать его, понизить грунтовые воды с весьма сомнительным результатом и только потом приступать к земляным и другим строительным работам, а закончив их, заполнить озеро до необходимой отметки. О том, что времени на все это не хватит, ясно было всем. Перешли на открытый сбросной канал за пределами станции. Как я уже говорил, 1959 г. был решающим. От того, с какой готовностью строительной части мы подойдем к концу года, соответственно будут зависеть и комплектование кадров монтажников, и поставка оборудования. Хотя сроки подготовки оборудования были определены четко, однако представитель Таганрогского котельно-механического завода приехал посмотреть, есть ли ячейка котла в главном корпусе. Видно у них было сложное положение с выпуском котлов. А котел был мощностью 640 т пара в час, раньше они таких не изготовляли. Дело в том, что как и на Мироновке, заводские номера турбины и генератора были №2. Первые монтировали на Урале. И все-таки мы одолели этот рубеж.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи
  Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи

Землетрясения не повлияли на работу Богучанской ГЭС в 2014 году
  Землетрясения не повлияли на работу Богучанской ГЭС в 2014 году

«Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности 
  «Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта