Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Журнал Энергопрогресс

 
История энергетики

 
Выдающиеся деятели энергетики

 
Воспоминания ветеранов-энергетиков о ВОВ

 
Материалы научно-практической конференции

 
Памятные и знаменательные даты ВОВ

 

Воспоминания ветеранов-энергетиков о Великой отечественной войне

Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.А.Айсбеков "Этапы войны и труда" Змиевская ГРЭС

Змиевская ГРЭС

В декабре 1957 г. прибыл на строительство Змиевской ГРЭС. За три месяца до этого начало работать строительное управление.

Начальником строительства был М. В. Черкасов, я главным инженером, а заместителем по общим вопросам Г. Н. Козлов. Стройка была в зачаточном состоянии. Грязь была необыкновенная. Весной 1958 г. с остановки "95 км" (магистральная железнодорожная линия проходила в одном километре от черты поселка), продукты, и все необходимое перевозили на волах, арендованных в колхозе. Моя дочь Леночка завязла в грязи, потеряла резиновый сапожок, и хорошо, что вблизи были люди и ее принесли домой.

Закреплялось название - не "Змиевская ГРЭС", а "Змиевская грязь". Однако к осени 1958 г. поселок, кроме сорока вагончиков и шести бараков начал массово застраиваться капитальными домами и всем необходимым вокруг них. Построили 19-километровую шоссейную дорогу от с. Андреевка до стройки из колотого и рваного бутового камня, путейцы МПС "тянули" в прямом и переносном смысле железнодорожный путь от станции Шебелинки до стройки, по которому транзитом должен был поступать поток грузов. В стадии завершения был стройдвор. Начали строительство главного корпуса (нулевой цикл).

Первоначальный проект состоял почему-то из четырех 200-тысячных блоков. Было бы проще строить сразу главный корпус и другие основные и вспомогательные сооружения на шесть блоков. 1959 г. был решающим. Правительственный срок ввода перового блока - 1960 г.

Пусковой комплекс был во много раз больше Мироновского. Особенно беспокоил комплекс гидротехнических сооружений, и один из них - центральный водозабор. На нем следует остановиться подробнее.

Пруд-охладитель представлял из себя естественное озеро Лиман. После сооружения плотины, дамб и других сооружений и некоторого подъема уровня воды в законченном виде оно представляло из себя эллипс: вытянутая сторона длиной 8,5 км, короткая - около 3 км. Емкость озера составляла 58 млн м3 воды. Под дном от береговой насосной станции к центру озера по короткой стороне длиной 1,2 км должен был пройти подземный акведук в две или три нитки (не помню) сечением 3,5х3,5 м или 4,5х4,4 м, кончающийся воронками. Идея была такова: сброс горячей воды производился непосредственно у берега, а циркнасосы брали воду из центра озера (центральный водозабор). Вода вокруг воронок при всасывании должна была закрутиться по принципу опорожнения домашней ванны, перемешаться с горячей водой, охладиться и войти в конденсаторы. Надо было спустить воду из озера. Мы спустили, прорыли по проекту канал к р. Донец. Эта операция длилась не месяц, и не три, а целых семь - ведь воду не подтолкнешь, чтобы она текла быстрей.

Мы вовремя поняли, что такой центральный водозабор - это чистой воды утопия. Надо запроектировать водопонижение, смонтировать его, понизить грунтовые воды с весьма сомнительным результатом и только потом приступать к земляным и другим строительным работам, а закончив их, заполнить озеро до необходимой отметки. О том, что времени на все это не хватит, ясно было всем. Перешли на открытый сбросной канал за пределами станции. Как я уже говорил, 1959 г. был решающим. От того, с какой готовностью строительной части мы подойдем к концу года, соответственно будут зависеть и комплектование кадров монтажников, и поставка оборудования. Хотя сроки подготовки оборудования были определены четко, однако представитель Таганрогского котельно-механического завода приехал посмотреть, есть ли ячейка котла в главном корпусе. Видно у них было сложное положение с выпуском котлов. А котел был мощностью 640 т пара в час, раньше они таких не изготовляли. Дело в том, что как и на Мироновке, заводские номера турбины и генератора были №2. Первые монтировали на Урале. И все-таки мы одолели этот рубеж.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат
  На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат

В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро
  В 2014 году упала выработка электроэнергии в Дагестанском филиале РусГидро

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2017 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта