Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Управление рабочих кадров проводило огромную работу по комплектованию строительных коллективов Волжского и Камского автомобильных заводов, Оренбургского коксогазового комбината, Красноярского алюминиевого комбината, Волжского трубного завода и многих других промышленных строек, строительство которых поручалось правительством страны Министерству энергетики и электрификации СССР.

Особое значение комплектованию рабочими кадрами уделялось коллективами крупных энергетических объектов, таких как Братская, Саяно-Шушенская, Красноярская ГЭС, тепловых районных электростанций - Конаковской, Рязанской, Пермской, Приморской, Троицкой, Славянской и других, а также мощных ТЭЦ в г. Москве, Ленинграде и атомных электростанций - Калининской, Ленинградской, Запорожской, Чернобыльской, Ровенской.

Наряду с комплектованием коллективов строек рабочими кадрами большое внимание в работе управления уделялось обучению новых рабочих и повышению квалификации работающих. При управлении действовал методический кабинет, который разрабатывал программы подготовки рабочих по всем строительным специальностям, эти методические пособия направлялись во все строительные и эксплуатационные подразделения отрасли.

В задачи управления рабочих кадров входили не только комплектование и обучение рабочих кадров, но и снижение их текучести, для чего совместно с руководителями строек разрабатывались меры по созданию условий закрепления кадров. Это вопросы организации системы оплаты труда, обеспечения социально-бытовых условий и сферы определенного комфорта, отдыха.

Строительство жилья, детских яслей и садов, баз отдыха и санаториев, клубов художественной самодеятельности, спортивных комплексов, включая стадионы и спортивно-лодочные станции, находилось в поле внимания работников управления рабочих кадров при их совместной работе с общественными организациями коллективов.

В порядке закрепления положительного опыта работы коллективов по подготовке новых рабочих, повышению квалификации работающих, созданию программы социально-бытовых условий организовывались семинары работников по кадрам коллективов по обмену опытом их работы.

Коллектив управления рабочих кадров, успешно выполнял возложенные на него задачи, многие работники были отмечены государственными и отраслевыми наградами.

Выполнение плана ГОЭЛРО и последующих заданий пятилеток по наращиванию энергетических мощностей страны неразрывно связано с необходимостью подготовки молодых специалистов по электротехническим и строительным специальностям.

Повсеместно создавались учебные заведения, готовящие молодых специалистов и повышающие знания по специальности работающих.

Так, на Днепрогэсстрое в 1932 г. были курсы повышения квалификации, школа ФЗО и два института - политехнический и строительный, на строительстве Шатурской ГРЭС - энергетический техникум. К концу 70-х годов в системе Минэнерго СССР насчитывалось 42 энергетических и энергостроительных техникума. Кузницей подготовки специалистов энергетиков стали Московский, Ленинградский, Шатурский энергетические техникумы.

Управление учебных заведений министерства, в ведении которого был Институт повышения квалификации (ВИПКэнерго), проводило огромную работу по организации профессиональной подготовки специалистов энерготехнического и строительного профиля с учетом конкретных потребностей в них электростанций, энергосистем и строек, роста численности специалистов в связи с ежегодным увеличением ввода новых мощностей, необходимости замены специалистов-практиков и естественной убыли. Работа управления учебных заведе-ний координировалась Госпланом РСФСР и Министерством высшего и среднего образования СССР, которые включали в планы подготовки специалистов в техникумах Минэнерго СССР численность специалистов энергетического профиля для других отраслей народного хозяйства страны.

В 70 -80-е годы в техникумах отрасли обучалось свыше 50 тыс. чел., в 1980 г. на предприятия и стройки было направлено более 10 тыс. молодых специалистов со средним техническим образованием и 2 тыс. чел. специалистов-практиков закончили техникумы без отрыва от производства.

Успех деятельности любого коллектива, будь то электростанция, трест, стройка, научно-исследовательский или проектный институт, наконец, главное управление, управление или само министерство, полностью зависит от руководителя, возглавляющего этот коллектив, его компетентности и знания дела, владения в совершенстве методами управления, а также обладающего чувством нового, видящего перспективу развития и умеющего находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая