Новости энергетики
Комитет Госдумы по энергетике «внес» правки в Энергетическую стратегию
Участники круглого стола на тему «Энергостратегия 2035: долгосрочные ориентиры в изменчивых условиях. Обсуждение актуальности разработки и принятия стратегического отраслевого документа», прошедшем в Комитете Госдумы РФ по энергетике 6 марта 2020 года, внесли предложения по актуализации Энергетической стратегии.
Развитые страны стоят на пороге трансформации своих электроэнергетических систем и перехода к следующему технологическому укладу в энергоснабжении – к интеллектуальной энергетической системе на основе сетецентричных инновационных технологий – Grid Edge Technologies. Три технологических тренда, реализуемых совокупно, изменят в перспективе парадигму энергетики и правила рынка:
- расширение сферы электрификации (транспорт, теплоснабжение);
- децентрализация (стимулирует снижение стоимости ТЭР);
- цифровизация (как на стороне сетей, так и на стороне управления спросом).
В Энергетической стратегии России следует предусмотреть учет этих трендов, а также стратегию следует дополнить мерами и механизмами по имплементации прорывных технологий в энергетику РФ.
Кроме того, в Энергетической стратегии не проработан вопрос развития внутреннего рынка газа, нефти и водорода на период до 2035 года. При этом для угля указаны объемы внутреннего рынка, а по вышеупомянутым энергоносителям приведены только показатели экспорта.
Необходимо решить вопрос об обеспечении покрытия пиковых нагрузок и мероприятиями по их снижению при газоснабжении потребителей в осенне-зимний период. Следует также отразить обязательное закрепление за независимыми поставщиками газа социальных обязательств (поставки газа населению и предприятиям жилищно-коммунального комплекса) в зависимости от доли их присутствия на региональном рынке.
Развитие электроэнергетики необходимо дополнить ключевыми задачами развития гидроэнергетики:
- дальнейшее освоение гидроресурсов России, в том числе посредством развития малой гидроэнергетики;
- увеличение доли высокоманевренных генерирующих мощностей
в структуре генерирующих мощностей Российской Федерации;
- развитие рынка систем хранения электроэнергии, которые во всем мире безальтернативно используются для целей регулирования и резервирования мощности в энергосистемах (ГАЭС);
- поддержка освоения, развития и экспорта технологий по проектированию, строительству и управлению объектами гидрогенерации.
Для реализации задачи по ликвидации перекрестного субсидирования необходимо ввести этапность ликвидации перекрестного субсидирования:
- на этапе до 2028 года ликвидировать межтерриториальное перекрестное субсидирование;
- на этапе до 2024 года вдвое сократить, а до 2035 года полностью ликвидировать регулируемое ценообразование на оптовом рынке;
- на этапе до 2035 года полностью сократить объемы перекрестного субсидирования, учитываемого в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии.
Индикаторы реализации указанной задачи дополнить показателями:
- «Снижение объема перекрестного субсидирования между различными субъектами Российской Федерации, % от базового года»
в 2028 году со значением 100 %;
- «Снижение объема перекрестного субсидирования населения через механизмы оптового рынка, % от базового года» в 2024 года со значением 50 % и в 2035 году со значением 100 %;
- «Снижение объема перекрестного субсидирования, учитываемого
в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии, %
от базового года» в 2035 году со значением 100 %.
В Энергетической стратегии необходимо учесть обеспечение надежности и качества электроснабжения потребителей. При этом ответственность сетевой организации за надежность и качество перед потребителем должна быть персонифицированной.
Полный перечень рекомендаций, направленный на рассмотрение в Правительство РФ, опубликован на сайте Комитета Госдумы по энергетике.
10.03.2020 17:26:43