Новости энергетики

источник новостей - eprussia.ru

НТС: Заявляемые регуляторами меры на топливном рынке РФ похожи на «пляски с бубном»

НТС: Заявляемые регуляторами меры на топливном рынке РФ похожи на «пляски с бубном»

Независимый топливный союз (НТС) вынес свои предложения как по срочным мерам для стабилизации ситуации на рынке топлива, так и о необходимости системного подхода к решению накопившихся проблем. Соответствующее письмо направлено к премьер-министру Михаилу Мишустину.

В начале 2021 года сложилась беспрецедентная ситуация, когда биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли более, чем на 18,5%, достигнув 53 588 рублей/тонна и 55 315 рублей/тонна согласно данным АО «СПбМТСБ» за период с 1 декабря 2020 года к 17 марта 2021 года. Такой значительный рост, как и сами значения биржевых котировок в конце первой декады марта, наблюдаются впервые.

Обычно в этот период биржевые цены на топливо падали, что позволяло закупать достаточные объёмы в преддверии «высокого весенне-летнего сезона» независимым АЗС, транспортным и сельскохозяйственным компаниям и, таким образом, обеспечивать относительно низкие темпы роста цен. Так, относительно декабря 2018 к 17 марта 2019 биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 упали на 11 и 13% соответственно при ценах в 39 624 рублей/тонна и 40 871 рублей/тонна. Относительно декабря 2019 к 17 марта 2020 рост составил 6% на АИ-92 и 9% на АИ-95 при достижении котировок в 44 135 и 46 166 рублей/тонна соответственно.

В НТС считают, что причины текущей аномалии — это сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынком, что выражается в росте индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Другими словами, при поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин на нефтяное сырьё и нефтепродукты не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объёмы переработки. 

Нетбэки растут по нескольким причинам. Во-первых, это очередное плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года. Акцизы на автомобильный бензин пятого экологического класса выросли до 13 262 рублей/тонна, а на дизельное топливо — до 9188 рублей/тонна. С 1 января 2021 года также были увеличены параметры формулы расчёта демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива.

Во-вторых, рост цены на нефть марки Urals на 20% на мировых рынках, которая по состоянию на середину марта закрепилась на уровне 67–68 долларов за баррель. В-третьих, снижение корректирующего коэффициента в формуле расчёта значений экспортных пошлин. Наконец, валютные интервенции Минфина, которые не дают рублю значительно укрепиться, в пользу чего говорят фундаментальные факторы валютного курса.

На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на «пляски с бубном», суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объемы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них. 

Текущее увеличение обязательных нормативов объёмов реализации на АО «СПбМТСБ» в рамках совместного приказа ФАС и Минэнерго, не привело к расширению предложения и к корректировке цен на бирже. При восстановлении спроса со стороны потребителей не произошло возрождение производства нефтепродуктов после прошлогоднего спада из-за пандемии коронавируса.

В НТС отмечают, что нормативы в РФ привязаны к текущему объему производства. Так, в январе 2021 года общий объем реализации на АО «СПбМТСБ» АИ-92 и АИ-95 был ниже на -44,0% и -23,8% относительно января 2018 года, на -35,2% и больше на 0,8% относительно января 2019 года и на -32,4% и -5,6% относительно января 2020 года соответственно. 

В свою очередь разрабатываемая в настоящий момент корректировка параметров демпфера тоже не даст ожидаемого эффекта. Фактически эта мера незначительно повысит рентабельность нефтепереработки, но без дополнительного фискального стимула не следует ожидать тех объёмов, которые необходимы для перекрытия повышения спроса в высокий сезон. Пора уже расстаться с губительным для экономики страны мифом о том, что «демпфирующий механизм» положительно воздействует на динамику топливных цен.

В 2020 году демпфер стал налогом на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые в условиях резкого падения доходов вынуждены были вносить дополнительные платежи в бюджет. При этом смешно подавать в качестве достижения рост цен на топливо ниже уровня инфляции, когда они должны были падать при таком резком падении стоимости нефти. Топливный кризис 2018 года был преодолён путём оперативного снижения ставок акцизов на топливо, поэтому решение грядущего кризиса лежит именно в фискальной плоскости.

В преддверии начала сезона высокого спроса на топливо в НТС считают необходимым принять следующие срочные меры:

1. Снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. Это снизит нетбэки и расширит маржинальность НПЗ, повысив привлекательность поставок на внутренний рынок.

2. Отменить демпфер или скорректировать его значения с учётом отраслевых ожиданий, а не лишь согласно логике Минфина, которая вот уже третий год доказывает свою несостоятельность.

3. Увеличить нормативы обязательных объёмов реализации на АО «СПбМТСБ» до 25% по бензинам и 15% по дизельному топливу. При этом действие фискального стимула необходимо сохранить лишь для тех НПЗ, которые выполняют указанный норматив.

«Предлагаемые Союзом срочные меры позволят повернуть ценовую динамику на бирже и тем самым избежать топливный кризис. Необходимо решать проблему фискального диспаритета, а не заниматься опасными экспериментами. В конечном счёте регуляторы всё равно будут вынуждены в авральном порядке реализовывать наши предложения, но в совершенно другой социально-политической ситуации. Топливному рынку сегодня требуются системный редизайн, о чём мы всегда говорили, говорим и будем говорить. Надеюсь, что голос разума будет услышан нашим Правительством», — заявил Павел Баженов, президент НТС.

#энергетика

#новости_энергетики


23.03.2021 09:07:15

 

 

 

К списку новостей