Новости энергетики

источник новостей - eprussia.ru

Итоги недели 12-16 июля 2021 года: ТУР без понимания реального эффекта и большое будущее малой гидроэнергетики

Итоги недели 12-16 июля 2021 года: ТУР без понимания реального эффекта и большое будущее малой гидроэнергетики

Минэнерго РФ предлагает стимулировать участников рынка оптимально использовать электросетевую инфраструктуру, а Европейская комиссия поделилась своим видением введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР).

Минэнерго ищет компромисс

Минэнерго России предлагает стимулировать участников рынка оптимально использовать электросетевую инфраструктуру. Собрав и проанализировав дополнительную информацию, а также учтя предложения потребителей, производителей электроэнергии и сетевых организаций, Минэнерго доработало соответствующий проект постановления Правительства.

Как отмечает Министр энергетики РФ Николай Шульгинов, компромиссной позицией при доработке проекта стали учет замечаний потребителей по изменению порядка определения резерва сетевой мощности, снижение тарифов на услуги по передаче электроэнергии с первого года внедрения механизма, фиксация оплачиваемого резерва без последующего поэтапного увеличения, а также иной порядок определения резерва в отношении потребителей с собственной генерацией.

Так, ведомство предлагает установить фиксированную величину сетевого резерва в размере 15%, которые потребители должны будут оплачивать. Объем резервируемой потребителями мощности будет определяться исходя из разности максимальной мощности энергопринимающего устройства и максимальной величины почасового потребления в расчетном периоде.

«С одной стороны, введение оплаты резервируемой максимальной мощности будет мотивировать потребителя эффективно использовать заявленную при технологическом присоединении максимальную мощность или снижать ее. С другой, корректировка НВВ будет стимулировать сетевые компании оптимизировать технические решения при техприсоединении, дополнительно снижая тарифную нагрузку на всех потребителей», – считает глава Минэнерго.

Сдержит ли ЕС свое обещание?

14 июля 2021 года на сайте Европейской комиссии опубликован проект ТУР. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков «углеродных утечек». Иными словами – борьба с переносом промышленного производства с территории ЕС в другие страны.

Важный нюанс: когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд.

Комментируя новость, Министр экономического развития РФ Максим Решетников выразил надежду на то, что ЕС сдержит данные ранее обещания и обеспечит соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений.

Вместе с тем, глава ведомства считает, что взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменениями климата, также неочевидна. Парижское соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата.

Для того, что решить глобальную проблему, нужно действовать сообща. Это значит, что страны должны скоординировать действия. Тем более в Рамочной конвенции ООН об изменении климата прямо говорится о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли.

Как заметил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС. Подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату.

«Самое опасное, что опубликованный Регламент не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции. Наиболее важные решения отнесены на уровень подзаконных актов, - говорит Александр Шохин. - В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента трансграничного углеродного регулирования без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира. Обсуждение подобной инициативы должно происходить с вовлечением всех заинтересованных сторон и признанием всех связанных с инициативой рисков».

Большие перспективы малой гидрогенерации

Не только отечественные эксперты, но и мировые аналитикив ближайшие годы прогнозируют интенсивное развитие сектора малой гидроэнергетики в России.

К примеру, эксперты Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) полагают, что существенную долю роста совокупной мощности гидроэлектростанций (ГЭС) в стране в ближайшие десятилетия могут обеспечить именно проекты малой генерации, которая остается самым «скромным» сегментом возобновляемой энергетики.

Так, до конца 2024 года в России в рамках первой программы ДПМ ВИЭ планируется ввести в строй малые гидроэлектростанции совокупной мощностью в 210 МВт. В рамках программы ДПМ 2.0 с 2025 по 2035 годы, по данным АРВЭ, будет введено 200 МВт.

По мнению директора АРВЭ Алексея Жихарева, реальные показатели ввода будут гораздо больше – это обусловлено интересом инвесторов к сектору МГЭС в рамках розничного рынка.

Эксперт напоминает, что малая гидроэнергетика в программе государственного стимулирования отрасли имеет небольшие объемы поддержки. Это случилось, во многом, по причине серьезного отставания сегмента МГЭС в первой программе ДПМ ВИЭ. Поэтому, когда решалась судьба второй программы, Правительством было принято решение – оставить такие же небольшие показатели. При этом перспективы у сектора малой гидрогенерации – колоссальные. В России очень много проектов, которые проработаны, готовы к инвестированию.

Хотя сегодня РФ практически не использует потенциал малых рек, ситуация может измениться уже в ближайшие годы, полагает исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России» Олег Лушников. Он уточнил: сейчас в нашей стране используется всего 4,5% от имеющегося гидроэнергетического потенциала малых рек, что в 3-5 раз меньше, чем во Франции, Германии и других странах Европы.

Вероятно, с ростом тенденций на потребление зеленой энергии интерес инвесторов и регулятора к этой теме будет только возрастать. И здесь Кабардино-Балкария, и наряду с ней, например, Мурманская область и Чеченская Республика имеют огромный задел для развития в этом направлении

Международное энергетическое агентство (МЭА) также утверждает, что гидроэнергетике необходимо расти в два раза быстрее до 2030 года для выполнения целевых задач, намеченных по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов в 2050 году. По данным МЭА, около половины экономически жизнеспособного потенциала гидроэнергетики во всем мире остается неиспользованным, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.

Вместе с тем, в 2020 году гидроэнергетика обеспечивала шестую часть мирового производства электроэнергии. Ожидается, что в период с 2021 по 2030 годы мировые гидроэнергетические мощности увеличатся на 17% или 230 ГВт. Лидерами этого процесса, по прогнозам МЭА, станут Китай, Индия, Турция и Эфиопия. Существенную роль в развитии сектора гидрогенерации России, с учетом имеющегося в стране неиспользованного потенциала, могут сыграть МГЭС.

Первые образцы немагнитной стали проходят испытания

В рамках национальной программы импортозамещенияв России выпущен первый образец немагнитной стали. Этот вид стали является одним из ключевых элементов в работе нефтегазовой отрасли в современных условиях усложнения бурения скважин и ресурсной базы, а в перспективе может использоваться для энергооборудования.

Заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин сообщил, что специалисты проанализировали рынок, производственные возможности отечественных предприятий и варианты испытания стали для получения качественных характеристик. В настоящий момент первые образцы проходят эксплуатационные испытания в Западной Сибири, на Ямале и в Волго-Уральском регионе.

«Потребности в марках такой стали составляют до 800 тонн. По мере усложнения процессов добычи к 2030 году ожидается удвоение этого рынка, что в денежном эквиваленте составит около 15 млрд. рублей, в связи с чем можно сказать, что это прорывной результат, достигнутый совместными усилиями. Главное, что это сделано при минимальном участии государства, с точки зрения финансирования и субсидирования. На существующих в РФ мощностях, с минимальной донастройкой можно получить конкурентоспособный продукт, который нужен промышленности и имеет большой рынок сбыта», - уточнил Павел Сорокин.

Промышленность поддержала пилот

Использование возможностей управления спросом приводит к трансформации роли потребителей в энергосистеме, позволяющей им самостоятельно выступать поставщиками ресурсов регулирования баланса в энергосистеме.

Как сообщил член Правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «СО ЕЭС» Андрей Катаев, в пилотном проекте по агрегаторам управления спросом, стартовавшем в 2019 году, приняли участие 70 компаний-агрегаторов, включая крупнейшие российские государственные и негосударственные компании, а также международные компании. Всего в рамках пилотного проекта было охвачено свыше 350 объектов управления, каждый из которых состоит из одного или нескольких потребителей, в 51 регионе РФ.

«В большей части регионов РФ у нас есть участники, которые попробовали этот механизм. С третьего квартала 2019 года, когда у нас было отобрано 47 МВт, мы пришли в третий квартал 2021 года, когда отобрано 963 МВт. То есть только за счет организационных процедур, не потратив ни копейки капекса, мы привнесли в энергосистему ресурс, который можно соотнести с четырьмя крупными энергоблоками», - уточнил Андрей Катаев.

В пилотном проекте участвуют практически все отрасли промышленности. На первом месте металлурги (184,525 МВт), на втором – транспортировка нефти (130,7 МВт), на третьем – сельское хозяйство (118,62 МВт). Это те, кто, воспринимает предлагаемый механизм уже не как пилотный, а как элемент работы на рынке. По другим отраслям – это, скорее, пилотное участие, но к предлагаемому механизмуесть достаточно большой интерес.

Новый взгляд на тарифное регулирование

Впервые за несколько лет Правительство РФ документально и детально определило основные направления совершенствования тарифного регулирования сразу в нескольких сферах.

Напомним, 29 июня 2021 года утверждена Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период. Документ подготовлен ФАС.

По словам начальника управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрия Васильева, основная цель Концепции - определить единые механизмы и принципы развития системы тарифного регулирования, основанные на долгосрочном планировании, защите интересов потребителей и обеспечении надежного функционирования инфраструктурного сектора.

В тексте Концепции описаны текущие проблемы регулирования, такие как сохраняющиеся неравномерность и разбалансировка в регулируемых сферах деятельности, создающие серьезные противоречия между регулирующими органами, регулируемыми организациями и потребителями.

Особое внимание в документе уделено конкретным вопросам, требующих решения, а именно, наличию перекрестного субсидирования; отсутствию реальной долгосрочности цен (тарифов); устойчиво высокой дифференциации операционных расходов и цен (тарифов) регулируемых организаций; низкой платежной дисциплине потребителей; невыполнению мероприятий инвестиционных программ.

Согласно Концепции основой законодательной базы долгосрочного тарифного регулирования должен стать единый системообразующий нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), - Единый тарифный закон. Он будет определять общие для всех сфер принципы тарифного регулирования, единый понятийный аппарат и методологию регулирования, состав (структуру), функции и полномочия органов тарифного регулирования на федеральном и региональном уровнях, порядок формирования и принятия тарифных решений и контроля их выполнения.

Концепцию планируют реализовывать в четыре этапа. На первом Правительством РФ утверждается детальная дорожная карта по изменению законодательства, на втором данные изменения реализуются, на третьем запускается пилотная версия целевой модели, а на четвертом осуществляется корректировка и донастройка целевой модели, включая установление плановых значений показателей операционной и инвестиционной эффективности регулируемых организаций на долгосрочный период регулирования.

По мнению представителя ФАС, концепция задает важный вектор развития тарифного регулирования, обозначает проблемы и пути их решения, определяет ключевые точки и элементы будущей системы.

ЭПР

#энергетика

#новости_энергетики

16.07.2021 17:56:00

 

 

 

К списку новостей