Новости энергетики

источник новостей - eprussia.ru

Итоги недели 31 января – 4 февраля 2022 года: Модернизация ЖКХ, развитие электротранспорта и газомоторного рынка

Итоги недели 31 января – 4 февраля 2022 года: Модернизация ЖКХ, развитие электротранспорта и газомоторного рынка

На уходящей рабочей неделе среди интересных тем в числе прочих можно выделить вопросы модернизации ЖКХ, развитие В России электротранспортной инфраструктуры и рынка газомоторного топлива, а также смену собственника крупной генерирующей компании «Квадра». #итоги_недели #новости_энергетики #электромобили #ЖКХ

ЖКХ наше все

В ближайшие годы на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в регионах РФ будет направлено до 150 млрд. рублей. Для финансирования таких проектов будут привлечены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Соответствующее распоряжение 25 января 2022 года подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Распоряжением внесены изменения в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, которые получают финансирование за счет средств ФНБ на возвратной основе. Теперь этот перечень дополнен инвестиционным проектом – Программой Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) по финансированию строительства, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Программой предусмотрено предоставление долгосрочных займов организациям на обновление в регионах систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений. Это позволит сократить затраты на содержание коммунальных сетей, в том числе за счет снижения их аварийности и повышения энергоэффективности, сократить объемы загрязненных стоков, попадающих в водоемы, а главное – повысить качество коммунальных услуг.

Средства на реализацию таких проектов будут предоставляться Фондом содействия реформированию ЖКХ в виде займов под 3% годовых сроком на 25 лет. Доля средств ФНБ составит до 80%.

Уже 3 февраля вице-премьер Марат Хуснуллин провел заседание президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, в ходе которого участники обсудили вопросы развития ЖКХ.

Говоря об итогах 2021 года, он отметил принятие важных для отрасли законодательных норм в части внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, согласно которым в малых городах (с населением до 100 тыс. человек) концессионеры в коммунальной сфере, находятся на упрощенной системе налогообложения, утверждены изменения в Основы ценообразования в части обеспечения реальной долгосрочности регулирования и гарантий деятельности концессионера; для консолидации инженерных сетей установлены критерии отнесения собственников сетей к теплосетевым и к транзитным организациям.

«Наша цель – замена не менее 5% изношенных коммунальных сетей в год», – сказал Марат Хуснуллин.

На заседании также были рассмотрены и одобрены заявки субъектов на финансирование проектов по строительству, реконструкции, модернизации инфраструктуры за счет средств ФНБ через Фонд ЖКХ.

Так, для Челябинской области был одобрен заем в размере 1,1 млрд. рублей для реализации проекта по реконструкции очистных сооружений канализации Челябинска, которые сегодня почти полностью изношены и имеют устаревшую технологию очистки.

Калужской области будет предоставлен заем в размере 0,26 млрд. рублей. Средства пойдут на реализацию проекта модернизации и реконструкции теплоэнергетического комплекса в Малоярославеце, направленного на обновление выработавших свой ресурс 9 котельных и около 2,5 км тепловых сетей с износом более 95%.

Переходим на газ

3 февраля в Правительстве обсудили развитие газомоторного рынка в России, в начале которого вице-премьер Юрий Борисов напомнил о том, что в декабре 2021 года в Набережных Челнах прошло совещание, на котором были обсуждены ключевые вопросы развития газомоторного рынка.

По результатам совещания был дан ряд поручений ФОИВ, в том числе по увеличению лимитов бюджетного финансирования на предоставление субсидий на переоборудование техники на газомоторное топливо, на стимулирование спроса на газомоторную технику. Было также поручено расширить перечень субъектов РФ, получающих субсидии из федерального бюджета на строительство газозаправочной инфраструктуры компримированным природным газом.

По мнению Юрия Борисова, необходимо увеличить меры поддержки спроса на колесные транспортные средства, работающие на газе, со стороны государства.

«Сегодня транспорт, в первую очередь автомобильный, находится на этапе глобального перехода на альтернативные источники энергии: природный газ, электричество, водород. Если говорить о переходе с бензина и дизеля, газомоторное топливо представляет собой крайне перспективный вариант по совокупности факторов. Два из них – экологичность и большие запасы газа, которыми располагает наша страна. При этом наша страна поддерживает тренд по зеленому энергопереходу и снижению выбросов в атмосферу. Развитие газомоторного рынка – один из шагов в этом направлении. Поэтому у газомоторного рынка в России огромные перспективы», – сказал Юрий Борисов.

При этом он отметил, что успех в реализации планов по переходу на газомоторное топливо зависит от слаженности действий всех участников этой масштабной и комплексной работы.

«С одной стороны – производителей газомоторного топлива, и здесь я имею в виду наши основные газодобывающие и перерабатывающие компании. Это также строительство газозаправочной инфраструктуры и покрытие сетью заправок максимального количества регионов нашей страны – не 28 субъектов РФ, как сегодня, а всех регионов России. Другая часть ответственности за успех лежит на автопроизводителях и, разумеется, на российских предприятиях, производящих газовые двигатели и баллоны», - сказал Юрий Борисов.

В свою очередь Александр Новак отметил, что популярность газомоторного топлива у потребителя постоянно растет. Если в 2014 году объем потребления не превышал 400 млн. куб. м газа, то на сегодня он достигает уже 1,4 млрд куб. м потребленного газа в качестве топлива.

«Кроме того, есть устойчивый запрос со стороны регионов на снижение вредных выбросов в атмосферу, чему способствует перевод на газ. К вопросу поддержки отрасли подошли системно с 2018 года, когда Минэнерго России была разработана комплексная подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива». Ежегодно за счет действующих субсидий в 700 млн. рублей на газ переходят до 15 тыс. владельцев авто. Но с тех пор в программе назрел ряд изменений – сейчас необходимо актуализировать состав участвующих в ней регионов, так как не все пользуются субсидиями в полной мере и развивают свой рынок, а также увеличить объемы ее финансирования. Стоит также рассмотреть возможность стимулирования приобретения транспорта не на КПГ, а на СПГ, с тем чтобы построить заводы – мини-СПГ и загрузить газовые заправки на основных магистралях», – подчеркнул вице-премьер.

Даешь электромобили

В рамках реализации стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» в 2022 году в восьми регионах РФ откроется более 500 электрозаправочных станций (ЭЗС). По каждому из регионов разработана карта размещения ЭЗС.

В пилотном режиме будут создаваться системы заправок в Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, на Сахалине, в Республике Татарстан, а также в Крыму и Севастополе (на трассе М-4 «Дон»). К стимулированию спроса на электромобили подключены действующие программы льготного автокредитования и автолизинга.

«В текущем году предстоит ввести в эксплуатацию в отмеченных пилотных территориях более 500 быстрых зарядных станций мощностью не менее 150 кВт/ч, провести и реализовать через программу стимулирования спроса не менее 2,5 тыс. автомобилей и организовать, что очень важно, впервые в нашей стране силами «Росатома» крупноузловую сборку тяговых аккумуляторных батарей в Калининградской области», - сообщил Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства РФ.

По информации Минэкономразвития России, также предусмотрены льготные средства ФНБ на развитие «вытягивающих» технологий в сфере производства электроавтомобилей в России. На указанные цели из средств ФНБ предусмотрено 38 млрд. рублей.

«В настоящее время рассматривается заявка компании «Моторинвест», в рамках которой к запуску планируется пять моделей электромобилей в 2022 году», - прокомментировал заместитель Министра экономического развития России Илья Торосов.

Среди ключевых результатов, которые планируется достигнуть к 2024 году, - производство не менее 25 тыс. единиц электроавтомобилей и введение в эксплуатацию не менее 9 тыс. зарядных станций в пилотных муниципалитетах, из которых «быстрые» зарядки (мощность – 150 кВт) – 2,9 тыс. штук.

Между тем, Давид Меликян, директор по работе со стратегическими партнерами ABB, убежден, что ключ к развитию электротранспорта - международное сотрудничество.

По его словам, во всем мире развиваются те страны, которые субсидируют покупку электромобиля и развитие инфраструктуры. В России рынок электромобилей получил развитие благодаря двум инициативам. В 2019 году в августе был подписан Президентом России указ о поправках в ФЗ «Об электроэнергетике», что позволило оказывать зарядные услуги.

«Фактически это начало бума в России. Это не только развитие электротранспорта, но и развитие малого и среднего бизнеса. И замечательно, что у нас сегодня появляется очень много операторов, которые могут купить зарядную станцию и продавать электроэнергию», - отметил Давид Меликян.

В ноябре 2021 года Правительство приняло стратегию, в которой отражено, что Россия идет путем развития электротранспорта. К 2030 году доля электротранспорта составит 20%. Это около 250 тыс. зарядных станций.

«Эти две инициативы привлекают крупных игроков, в частности АВВ. Локализация обязательно будет, но только если этот вектор будет сохранен», - подчеркнул эксперт.

По его мнению, сегодня Россия идет по пути развития Китая, где с 2010 года начал активно развиваться малый и средний бизнес, занимающийся установкой и эксплуатаций зарядных станций и продажей электроэнергии для зарядки автомобилей. С ведущим игроком этого рынка АВВ в течение нескольких лет сотрудничает, регулярно обновляя и развивая технологии.

«Ключом к развитию должно быть сотрудничество, кооперация. Если российская компания в сотрудничестве с нами выходит на международный рынок, она сразу получает сертификаты, технологии и многое другое», - полагает Давид Меликян.

В России действуют различные программы поддержки развития электротранспорта, отмечает Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры.

«Около 27 регионов отменили транспортный налог на электромобили, действуют бесплатные парковки в Москве и Санкт-Петербурге. Есть налоговые льготы на покупку электромобиля только российского производства. Но покажите мне магазин, где их можно купить…», - отметила она.

«На днях был закончен прием заявок по СПИК, по итогам которого мы видим, что локализацию производств по выпуску электромобилей зарубежные крупные компании пока не провели», - обратила внимание Ия Гордеева.

Тем не менее, Александр Аргасцев, представитель Центра компетенций технологического развития Минэнерго РФ, считает, что России нужно развивать отечественное производство электрозарядок.

«Сейчас в стране 70% электрозарядок импортного производства, таких компаний как АВВ и «Сименс». Россия отстает в развитии зарядной инфраструктуры от развитых стран на 3-7 лет. Зато мы можем понимать, какие ошибки совершены и избегать их. Поэтому формируем требования к зарядкам - чтобы они были современными, и энергосистема могла выдержать взрывной рост рынка электрозарядок», - сказал он.

Установка на федеральных трассах ЭЗС - одна из первоочередных задач по развитию электрозаправочной инфраструктуры, особенно учитывая расположение Северо-Западного региона вблизи иностранных государств, заявила директор по развитию дополнительных услуг «Россети Ленэнерго» Марина Дзюбанова.

«Трасса М11 «Москва-Санкт-Петербург» оснащена зарядными станциями, и есть возможность зарядить электромобиль. Но, если вы захотите поехать из Москвы в Казань или наоборот, то такой возможности уже не будет, и необходимо будет рассчитывать расстояние для осуществления следующей зарядки электромобиля. Поэтому очень важно обеспечивать федеральные трассы необходимой инфраструктурой для электротранспорта», - рассказала Марина Дзюбанова.

По ее словам, сейчас потребители проявляют высокий интерес к электротранспорту и зарядной инфраструктуре. Это видно по росту количества обращений в адрес «Россети Ленэнерго». Учитывая дороговизну электротранспорта, потребитель вправе рассчитывать на высокий уровень сервиса и качества оказания услуги по его зарядке. Обеспечить этот уровень сегодня способны зарядные станции дорогого сегмента.

«Квадра» вошла в «Росатом»

Госкорпорация «Росатом» приобрела контрольный пакет акций генерирующей компании ПАО «Квадра». Покупателем стало подразделение госкорпорации - компания «Русатом Инфраструктурные решения».

31 января стороны подписали договор о продаже 82,47% акций ПАО «Квадра». Эксперты оценивают сделку в 26 млрд. рублей. Исходя из этой суммы, пакет акций выкупался по 0,0165 рублей за бумагу, что в два раза выше, чем цена акций на 31 января на Московской бирже - 0,0076 рублей.

В тот же день состоялось заседание совета директоров ПАО «Квадра», в ходе которого полномочия генерального директора и председателя правления Общества Семена Сазонова были досрочно прекращены. Одновременно был избран новый руководитель компании. С 1 февраля эти должности занимает Ксения Сухотина.

Совет директоров согласовал совмещение ею постов в ПАО «Квадра» с должностями генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) и директора Ассоциации организаций цифрового развития отрасли «Цифровая энергетика».

ПАО «Квадра» является одной из крупнейших российских территориально-генерирующих компаний (ТГК), которая была создана на базе тепловых генерирующих мощностей и теплосетевых активов в 11 регионах Центрального федерального округа – Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областях. В 2013 году активы Компании в Брянском регионе были переданы в государственную собственность области.

Основными видами деятельности ПАО «Квадра» является производство и реализация электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также производство, транспортировка и реализация тепловой энергии на розничном рынке. Компания обеспечивает 25% потребностей Центрального федерального округа в тепловой энергии. Общая площадь регионов присутствия компании составляет 337,4 тыс. кв. км, общая численность населения составляет около 13 млн. человек.

 

04.02.2022 17:33:50

 

 

 

К списку новостей