Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

В дальнейшем комплексные проверки состояния плотины проводятся каждые пять лет. При такой комплексной проверке проводится инспекция площадки, анализ проектной и строительной документации на предмет их соответствия новым требованиям, анализируются эксплуатационные процедуры, проверяются приборы, с помощью которых ведут сбор данных, наблюдение и мониторинг состояния плотины, проверяют исполнение рекомендаций предыдущих проверок. По результатам комплексной проверки составляется отчет, где отражаются все аспекты указанной проверки и определяются меры по обеспечению безопасной эксплуатации плотины и наблюдению за ее состоянием.

На каждой плотине должно иметься "Руководство по эксплуатации, содержанию и наблюдению за состоянием плотины". Для обеспечения безопасной эксплуатации плотины в руководстве в подробной форме описываются обязанности эксплуатационного персонала. Руководство должно пересматриваться каждый год и в нем должны содержаться требования ведения соответствующих журналов учета по вопросам эксплуатации и эксплуатационных условий.

И, наконец, на каждой плотине составляется план аварийной готовности, включая действия по оповещению населения. В плане описывается порядок действий оператора плотины в случае аварии. Как правило, оповещение населения об аварийной ситуации на плотине является обязанностью органов власти соответствующего района или провинции на основании информации, полученной от оператора или собственника плотины. Собственник плотины обязан обеспечить взаимосвязь между процедурами наблюдения за состоянием плотины и планом аварийной готовности. Необходимо отметить, что отсутствие соответствующих указаний директивных органов по данному вопросу не снимает с собственника плотины обязанности по обеспечению безопасности плотины и наличию плана аварийной готовности. Для проверки готовности указанного плана проводят регулярные учения.

В некоторых провинциях имеются собственные законодательства по безопасности плотин. В провинции Альберта вопросы безопасности плотин регулируют следующие акты: "Положение о безопасности каналов и плотин" от 1978 г. с поправками от 1998 г; "Методические рекомендации по обеспечению безопасности плотин" от 1975 г. и "Рекомендации по обеспечению безопасности плотин", изданные КАП в 1995 г. Регламентирование вопросов безопасности плотин осуществляется Отделением безопасности плотин Департамента охраны окружающей среды. В функции отделения входит рассмотрение заявок на получение новых лицензий, связанных с плотинами, ведение регистра плотин, обследование состояния плотин в сопровождении собственника плотины и его консультантов. Директор отделения имеет право потребовать от собственника плотины представить в отделение план аварийных мероприятий и "Руководство по эксплуатации", назначить независимого специалиста для проведения регулярных обследований состояния плотины. Собственник обязан проводить своими силами регулярные обследования плотин и сбор данных. Для больших плотин 1 раз в период от 1 до 10 лет (в зависимости от размера плотины) Отделение по безопасности плотин, собственник плотины и консультанты составляют комплексный отчет о безопасности плотины. По государственным плотинам отчет подготавливается 1 раз в 5 лет независимым консультантом. Положение о безопасности каналов и плотин определяет, кого должен оповещать собственник плотин в случае опасности и какие меры он должен предпринять.

Провинция Британская Колумбия. Обязанностью собственника плотины являются регулярные обследования ее состояния и установка соответствующего оборудования. Регулярность проведения обследований зависит от класса сооружения плотин. Это могут быть как еженедельные обследования площадки, так и анализ планов эксплуатации и обслуживания, которые проводятся один раз в 7-10 лет. Собственник плотины обязан документировать результаты обследований и представлять их сотруднику по безопасности плотин вместе с документацией по проектированию, строительству или внесению каких-либо изменений в проект плотины. Сотрудник по безопасности плотин имеет право запросить любые сведения, необходимые для проведения оценки состояния плотины для оценки потенциальной опасности. Анализ безопасности плотины должен проводиться дипломированными инженерами.

В провинции Онтарио вопросы безопасности плотин регулируются "Законом об оздоровлении озер и рек". В 1977 г. Министерство природных ресурсов, которое отвечает за реализацию данного Закона, издало "Методические рекомендации по исполнению "Закона об оздоровлении рек и озер", действие которых распространяется на плотины, расположенные на территории провинции Онтарио. В данных рекомендациях рассматриваются вопросы строительства плотин, их эксплуатации и обеспечения безопасности.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая