Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Зимние бетонные работы на плотине Братской ГЭС

По мнению автора, проработавшего в Братскгэсстрое 16 лет, сегодняшних гидростроителей должен заинтересовать опыт сибирских строителей по укладке в широких масштабах бетона в климатических условиях Сибири. И здесь несомненно заслуживает самого серьезного внимания опыт крупной строительной организации Ордена Ленина и Октябрьской Революции "Братскгэсстроя" Минэнерго СССР по возведению уникальных гидроузлов в Восточной Сибири: методов зимних бетонных работ; применения периферийного электропрогрева и теплой опалубки, шатров, приготовления бетонной смеси и зимней сухой сортировки заполнителей.

Строительство Братской ГЭС закончено в 1967 г. Объем бетона 4858 тыс. м3, в зимних условиях уложено 52%. Наибольшая месячная интенсивность укладки бетона зимой составила 108 тыс. м3. Среднемесячная интенсивность зимней укладки снижалась на 20-25% по сравнению с летней. Высокие темпы укладки бето-на при морозах до - 40 оС достигнуты с помощью надежной технологии зимних бетонных работ и хорошей механизации.

Зима в Братске продолжается 7 мес. - устойчивые отрицательные температуры наступают во второй декаде октября, а положительные - во второй половине апреля. В наиболее холодные месяцы - январь и февраль - среднемесячная температура воздуха -22, -24 °С. За период производства работ минимальные температуры достигали -48 °С. В среднем 26 дней в году минимальная температура ниже -30 °С.

Поэтому для повышения трещиностойкости бетона бетонная смесь в укладке должна иметь температуру 5-10 °С (при этом углы и ребра блоков должны быть надежно предохранены от преждевременного замерзания), а для рабочих-бетонщиков должны быть созданы нормальные условия работы при морозах до -40 °С и сильных метелях. Этим двум основным положениям, как показала практика строительств Братской, Усть-Илимской, Красноярской и других ГЭС Восточной Сибири, в наибольшей мере соответствует укладка бетонной смеси под защитой обогреваемых шатров с последующим твердением бетона по методу "Термос", которая при необходимости дополняется периферийным электропрогревом бетона.

Бетонная плотина гравитационного типа облегчена устройством расширенных швов. Наибольшая высота плотины 125 м, ширина по основанию 101 м. Русловая часть разделена температурными швами на секции шириной 22 м. Каждая секция делится на столбы вертикальными строительными швами зубчатого очертания. Швы расположены на расстоянии 13,8 м друг от друга. Типовые размеры блоков бетонирования 22х13,8 м; в зоне расширенных швов 15x13,8 м. Высота блоков 3 и 6 м. Над блоками бетонирования устраивали теплые шатры с обогревом калориферами. Температура в шатрах 0-10 °С. Боковыми стенками шатра являлась опалубка.

Перекрытиями шатров служили инвентарные утепленные щиты размерами 6 х3 м, оборудованные люками с крышками для приема бетонной смеси. Щиты перекрытия укладывали по швеллерам, опертым на трехгранные решетчатые стойки, сваренные из арматурной стали. Высота шатра над поверхностью уложенного бетона 1-1,5 м. В начале и в конце зимы, когда морозы не превышали 10 °С, допустимо бетонирование без шатров.

Щиты опалубки размерами 6х3,18 м выполняли из строганных досок толщиной 37 мм, двух листов упаковочной бумаги со слоем опилок или стружек толщиной 90 мм между ними и наружной обшивкой из досок толщиной 25 мм. Коэффициент теплопроводности опалубки - 1ккал/(м2*град*ч).

Вдоль ребер блока к опалубке крепили через 25 см пять электродов из арматуры диаметром 6 мм, первый электрод в углу ребра. Электроды ставили в тех случаях, когда у смежного или нижележащего блоков не было теплой опалубки. На поверхностях, являющихся лицевыми гранями сооружения, периферийные электроды, как правило, не применяли, а дополнительно утепляли опалубку или устанавливали стержневые электроды с креплением их к арматуре через изоляцию.

Распределение периферийных электродов на всю площадь граней и использование при этом неутепленной опалубки, как это широко применялось на строительстве Горьковской ГЭС, оказалось нежелательным из-за ухудшения термонапряженного состояния бетона и увеличения опасности подмерзания бетона у опалубки во время бетонирования. Сразу после окончания бетонирования включали электропрогрев.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая