Поездка группы Ветеранов энергетиков Минэнерго России в Тульскую область с 24 по 27 сентября 2015 года

Поездка группы Ветеранов энергетиков Минэнерго России в Тульскую область с 24 по 27 сентября 2015 года В соответствии с Планом работы Совета Ветеранов Министерства энергетики на 2015 год, с 24 по 27 сентября 2015 года состоялась поездка Группы Ветеранов войны и труда, энергетиков Минэнерго России в количестве 37 человек в Тульскую область, для знакомства с историческими местами и музеями в городе Туле и Тульской области, а также встречи с энергетиками филиала Тулаэнерго ПАО “МРСК Центра и Приволжья”.

В составе группы Ветеранов были в прошлом руководители Главных энергетических управлений Минэнерго СССР и РАО “ЕЭС России”, Минтопэнерго России, главные специалисты этих подразделений, занимавшиеся ранее строительством, монтажом и эксплуатацией энергетических объектов Единой энергетической системы нашей страны.

Со стороны Тульской области нас принимала экскурсионная команда Музея – усадьбы “Ясная Поляна”. В Москву к зданию Совета ветеранов Министерства энергетики России днём 24 сентября был подан комфортабельный автобус, в котором находился гид нашей туристической фирмы по имени Александр.

Этот автобус и гид Александр были с нами в течение всей поездки.

За время поездки из Москвы в Тулу, Александр рассказывал нам историю происхождения Тульского региона, этапы появления на Тульской земле исторических мест и памятников. Этот рассказ был довольно интересным, слушать его нам было с удовольствием.

Надо сказать, что в течение всей нашей поездки, в дальнейшем, нам просто повезло с гидами. Их информация всегда преподносилась с высоким знанием всех исторических фактов, с большим личным энтузиазмом и широкой эрудицией. По мнению большинства участников нашей поездки, работа гидов, обслуживающих нашу делегацию в Тульском регионе, была интереснее, чем это было в наших предыдущих поездках.

В конечном итоге в город Тула мы приехали около 18 часов этого же дня. В городе по дороге в гостиницу мы ненадолго остановились у магазина, где продавались знаменитые Тульские пряники. Выбор там по их рисункам, форме, оригинальности исполнения,  был очень большим. Такое разнообразие пряников мы увидели впервые, и конечно практически все члены нашей делегации не смогли удержаться от покупок, даже не одного, а сразу нескольких типов этих пряников.

Как потом выяснилось, что это мы сделали правильно и вовремя, так как наш график пребывания в Туле и Тульской области был очень напряженным по времени, и мы в другое время, просто не смогли бы это сделать.

В Туле нас разместили в новой современной гостинице под названием “SK Royal Tula”, находящейся в центре города. Далее у нас в ресторане этой гостиницы был ужин. После него осталось ещё свободное время, которое было многими использовано для прогулки по центру города.

Что сразу бросилось нам в глаза, это чистота на тротуарах и дорогах города, а также качественный асфальт и обилие городского транспорта. При этом город Тула оказался в основном низко этажным городом, в основном с домами до четырех - пяти этажей. Были, конечно, местами и новые девятиэтажные дома, но они как-то очень хорошо вписывались в общегородскую картину. В целом общая картина города была какой-то спокойной.

Как нам позже рассказал наш гид – Александр, это было ещё в давние времена специально, чтобы не были видимы с высоты оружейные заводы, и чтобы не были видны секреты изготовления оружия.

25 сентября, в пятницу, после завтрака, в девять часов утра мы выехали на нашем автобусе в Ясную Поляну на экскурсию по музею-усадьбе Льва Николаевича Толстого “Ясная Поляна”. Здесь у нас было посещение дома писателя, флигеля Кузьминских, прогулка по парку и его аллеям до могилы писателя. Стояла отличная солнечная погода, из кроны старинных деревьев падали осенние листья, было очень красиво.

После обеда в кафе “Прешпект” наша экскурсия продолжилась. Сначала мы посетили семейное кладбище рода Толстых - Кочаковский Некрополь, а затем на экспозицию “Толстой и железная дорога”, на исторически-реконструированной железнодорожной станции “Козлова Засека”. Зал этой станции и само небольшое здание вокзала было отреставрировано и восстановлено в таком же виде, как оно было в те далекие годы при жизни Льва Николаевича.

В одной из комнат этого здания были фотографии того периода жизни Л.Н. Толстого.

“Дежурная по этой станции” - женщина – экскурсовод рассказала нам много интересных моментов из жизни этого великого писателя. Причем таких, которые раньше слышать не приходилось.

При возвращении в Тулу нас завезли в музей Самоваров. Он был устроен в старинном двухэтажном здании. А самовары там были всех фасонов и возможностей мастерового искусства, как старинные угольные, так и современные электрические. Мы практически все вспомнили, как в далеком детстве наши дедушки и бабушки растапливали угольные или сжигающие щепу самовары, и какой у них был вкусный чай. А может быть, сама заварка чая в те годы была более качественная, кто знает.

Вечером после ужина в нашей гостинице, мы в большинстве, пошли гулять по вечерней разукрашенной разноцветными огнями Туле. Больше всего нам понравился “Поющий фонтан” на главной площади города. Но главное было ещё в том, что и вечером в городе была абсолютно спокойная обстановка. Молодежь спокойно гуляла или сидела на скамейках, многие гуляли с детьми, прогуливались и люди пожилого возраста, везде было тихо и спокойно. Также было и на улицах города.

Позже мы поняли, почему в городе Тула такая спокойная обстановка - в городе не было приезжих из бывших наших союзных республик.

26 сентября, в субботу, после завтрака у нас началась обзорная экскурсия по самому городу Тула. Сначала мы посетили Тульский Государственный музей Оружия, в новом здании под названием “Шлем”. Оно было круглой формы с большим куполом на вершине и, действительно, издали напоминало шлем или даже солдатскую каску. В этом музее было уже готово для осмотра четыре этажа, пятый, последний этаж ещё готовился к открытию.

В музее была открыта постоянная экспозиция под названием “История стрелкового и холодного оружия с XIV века до современности”. Проект этой экспозиции разработан с учетом последних достижений в области музейного дизайна Александром Никитичем Коновым - Заслуженным художником Российской Федерации.

Экспонатов в этом музее было так много, что, наверное, здесь надо было бы ходить весь день. У нашей группы экскурсоводом была молодая женщина. Но она по знанию своего дела явно не уступала мужчинам. В музее было множество диорам на самые разные темы, и некоторые экспонаты можно было даже взять в руки.

Музей оружия нам понравился, хотя некоторые ветераны из нашей компании вспомнили Музей оружия, который мы посетили под Екатеринбургом в 2014 году. На том музее было много тяжелого вооружения - пушки, реактивные установки, ракеты. Но это уже другая тематика, более широкая и эти музеи нельзя сравнивать.

После музея Оружия у нас была экскурсия в Тульский Кремль. Стены Кремля были сложены из красного кирпича, шириной до трех метров. Форма кремля - почти прямоугольная. Внутри кремля сохранился в настоящее время только один собор, в который нам зайти не удалось, так как он был на реконструкции. Остальные здания внутри кремля уже давно отсутствовали. Был выполнен большой зеленый газон, на котором проложены дорожки, обозначающие улицы существовавшие ранее.

Башни кремля казались мощными, и в то же время красивыми.

Во второй половине дня после обеда, по согласованию вся наша делегация приехала на встречу в филиал “Тулаэнерго” ПАО “МРСК Центра и Приволжья, находящегося рядом с подстанцией 110 кВ Перекоп.

У входа в здание МРСК нашу делегацию встречали:

  • Соколов Игорь Вячеславович – первый заместитель директора - Главный инженер;
  • Бакланов Сергей Александрович – начальник департамента по работе с персоналом;
  • Родионов Игорь Александрович – заместитель главного инженера по эксплуатации;
  • Шишкин Борис Иванович – начальник отдела по связям с общественностью.

Руководители МРСК пригласили ветеранов Министерства Энергетики России осмотреть городскую подстанцию 110 кВ под названием “Перекоп”, которая находилась рядом со зданием управления Тулаэнерго. Эта подстанция, как выяснилось при беседе, недавно была реконструирована на новое современное оборудование. Выглядела внешне эта подстанция и все её элементы, очень хорошо.

Здесь же на территории подстанции начался диалог и обмен мнениями, ветеранов и руководителей МРСК по самым разным техническим, экономическим и бытовым вопросам. Вопросов было много, и на все из них мы получали, чёткие и квалифицированные ответы.

Как и в других регионах при встречах в электросетевых компаниях с Ветеранами энергетики, мы услышали один и тоже нерешенный правильно в Российской энергетике вопрос о работе электросетевых предприятий с энергосбытовыми организациями.

Сегодня организации Энергосбыта работают как самостоятельные структуры. Это приводит к тому, что за отпущенную потребителю электрическую энергию электросетевые предприятия, как правило, получают оплату с задержкой и далеко не в полном объеме. Энергосбыту выгодно задерживать платежи за проданную энергию, он получает себе больший процент при обороте этих средств.

Содержание аппарата предприятий Энергосбыта и условий его существования практически бесконтрольно и паразитично.

Эта ситуация в добавок приводит и к необоснованному увеличению цены за отпущенную электрическую энергию. Мы сами делаем себе хуже.

О том, что нельзя выводить в сторону от электрических сетей предприятия Энергосбыта, говорилось ещё в начале перестроечного периода, когда существовало Минэнерго СССР, затем при Министерстве топлива и энергетики России. Сегодня Совет Ветеранов энергетики при каждом удобном случае, на совещаниях, в том числе и у Министра энергетики России поднимает этот вопрос, но решать его, к сожалению, никто не собирается.

Мы уверены, что жизнь рано или поздно заставит это сделать. Только непонятно, зачем мы сознательно тратим наши средства не на то, что делает нашу жизнь более экономной.

Ряд Ветеранов энергетики из числа бывших руководителей Министерства энергетики, посетили центральный диспетчерский щит управления МРСК Тульской области. Здесь мы выслушали чёткий и квалифицированный рапорт Дежурного диспетчера, а также информацию заместителя начальника диспетчерской службы ЦУС.

Доклады были четкими и понятными. Мы высоко оценили качество работы оперативного персонала этого сетевого предприятия.

Затем в конференц-зале состоялось продолжение нашей встречи, с взаимным обменом сувенирами и памятными подарками, а также несколькими выступлениями участников нашей встречи с воспоминаниями о прошлом Тульской энергосистемы и её будущим.

Вспоминая прошлое энергосистемы Тулаэнерго, член Президиума Совета ветеранов И.А. Новожилов сообщил, что его первое знакомство с этой энергосистемой произошло ещё в 1957 году, на строящейся в то время Сталиногорской ГРЭС, сегодня она называется Черепетской ГРЭС.

В то время на ней были приняты в эксплуатацию два блока мощностью по 150 тысяч киловатт каждый, шел монтаж третьего энергоблока. Изюминкой этой станции было то, что это в то время была первая в Советском Союзе электростанция на закритические параметры пара у котельного агрегата, и температурой острого пара 580 градусов.

Если снять изоляцию с главного паропровода, то даже при ярком дневном цвете паропровод будет виден в цвете спелой малины. Внешне это вроде бы необычно, а с другой стороны это высоко поднимает экономичность работы энергоблока.

Вот уже в те годы Российские машиностроители и энергетики начали работать по получению новых марок стали, чтобы повысить надежность и экономичность нашего нового оборудования для электрических станций.

К сожалению, эти работы в дальнейшем были приостановлены. Новое котельное и турбинное оборудование перешло на работу с температурой в 560 градусов, экономичность снизилась. Так мы в России на паросиловых блоках работаем до настоящего времени.

Эти работы по повышению температуры пара на тепловых электростанциях были активно продолжены в Германии и США. Сегодня в этих странах существуют и достаточно надежно работают электрические станции, с закритическими параметрами пара, сжигающие, как правило, даже низко калорийный уголь, получая температуру пара перед турбиной в 615 градусов. Создается опытный энергоблок, который будет работать при температуре острого пара в 620 градусов. Для этого, получены новые специальные марки хромоникелевых сталей.

Что это дает? То, что энергоблок, работающий на таких параметрах, становится экономичнее парогазовых энергоблоков или ПГУ, как мы их называем. Такой блок получается экономичным не только по удельным расходам топлива на выработку одного киловатта мощности, но и менее затратным на ремонт.

У сегодняшних установок ПГУ, стоящихся усиленными темпами в России, как правило, газовые турбины все импортные. Своего Российского надежного газотурбинного оборудования, все ещё не существует. И хотя мы располагаем надежными двигателями для самолетов, для электростанций этот вопрос ещё не решен, начиная с 1991 года.

К сожалению, на сегодняшний день, все задействованные блоки системы ПГУ в России, работают не только ненадежно, но и неэкономично. Средний по стране удельный расход условного топлива по блокам ПГУ за первую половину 2015 года, гуляет где-то на уровне 380 – 400 грамм на киловатт час. Это значит на уровне станций с давлением острого пара 35 атмосфер и температуре 400 градусов. Это энергетика нашей страны, которая была в 1936 – 1945 годах.

А закупка запасных частей для зарубежных газовых турбин, тоже за рубежом, как правило, идет в два раза дороже, чем за новое оборудование. Да ещё и надо кланяться, чтобы нам его продали.

Такие параметры как 615 градусов и выше, мы легко можем получить и при сжигании газа на наших электростанциях. Это проще, чем сжигать уголь. Но и углем пора в нашей стране заниматься серьезно. Газ, все равно, не вечен. А угля в России хватит не на одну сотню лет.

Вот недавно после длительного простоя, наконец-то реанимировали ввод на Березовской ГРЭС очередного блока мощностью 800 тысяч киловатт, на КАТЕКе в Красноярском крае. Вот бы, следующий такой энергоблок на этой станции сделать на температуру острого пара в 615 градусов. Пусть даже только к 2020 году, но это действительно будет шаг вперед, а не езда задним ходом.

И наконец, ещё один важный вопрос внедрение в электрических сетях полимерной изоляции, взамен стеклянной и фарфоровой. Все есть, новая надежная, подчеркиваю – надежная, изоляция, более дешевая, есть заводы по её производству. Все – это проектировщики, строители и сетевые компании, говорят да - надо применять. Но уже много лет никто, ничего не делает. По-прежнему электросетевые компании закупают стекло. Почему, да только потому, что это дороже, и себе хорошо, и заводам лучше заплатить дороже.

А министерству энергетики России здесь тоже все равно, что и как делают электросетевые компании, это их не касается. Может быть, и касается, но прав никаких нет у Министерства, чтобы что-то изменить в этой ситуации.

Что мы ждем? Может быть, Третью Мировую войну. Снова будет создан Государственный Совет Обороны. Все эти наносные структуры уйдут на свалку, и Государство будет действительно по делу командовать энергетикой, как структурой обеспечивающей действительно надежность государства.

Вернемся ещё раз в Тульское МРСК.

Нам очень понравились те специалисты электросетевой компании, с которыми мы в этот день встречались. Молодые, грамотные, чувствуется их желание работы. Нам было очень приятно видеть, что энергетика Тульской области в надежных руках. Мы увидели себя в их молодости и желании работать. Спасибо им за это.

В этот же день наша делегация на площади Победы в Туле возложила цветы у мемориала Победы в Великой Отечественной Войне, постояли в минуте молчания и сфотографировались.

Интересным оказалось и знакомство с Музеем международного пряника, где многие из нас впервые попробовали свои способности по созданию рисунка на прянике.

27 сентября, воскресенье, сегодня у нас последний день нашей поездки в Тулу. По пути в Москву первую нашу остановку в музее командира крейсера Варяг Всеволода Федоровича Руднева. Этот музей открылся 9 февраля 2004 года в деревне Савино, Заокского района.

Всеволод Федорович Руднев (1855 – 1913) - потомственный морской офицер, представитель древнего дворянского рода.

Открытие этого музея было приурочено к 100-летию подвига экипажей крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” в бою у Чемульпо (Корея) в ходе русско-японской войны в 1904 – 1905 годах.

Русские моряки вступили в неравный бой, до последнего отражали удары врага, но исчерпав боевые ресурсы, не стали сдаваться на милость врага, а потопили крейсер и взорвали канлодку.

Здание музея расположено в непосредственной близости от могилы Руднева рядом с церковью Казанской иконы Божьей Матери. В экспозиции музея представлены уникальные фотографии и документы, связанные с жизнью и деятельностью В.Ф. Руднева, а также с историей русских кораблей.

К могиле В.Ф. Руднева были перенесены захоронения русских моряков крейсера Варяг, скончавшихся позже в России.

Необходимо отметить великолепный рассказ о Рудневе, об этапах его жизни, заведующей музея. Она рассказывала обо всем так, как будь-то бы, сама служила на флоте, и жила рядом с ним. Многое из её рассказа мы услышали впервые.

Затем нашу делегацию привезли в усадьбу “Поленово”, в музей именитого художника Василия Дмитриевича Поленова

Здесь у нас тоже был великолепный гид, молодой человек, он так взволнованно, со всей душой вел нашу экскурсию, что наша группа ветеранов, которая была с ним, даже написала благодарность в книгу отзывов.

Из усадьбы Поленово в Москву мы выехали после 16 часов. Наша туристическая экскурсия была успешно завершена.

Следует отметить, что вся поездка прошла очень интересно, все ветераны представляли собой единый и очень дружелюбный коллектив. Для таких поездок это было очень важно.

Спасибо Президиуму Совета ветеранов за такую поездку.

 

Записку о поездке подготовил 

член Президиума Совета ветеранов И.А. Новожилов

30.09.2015 г.

 

Фото отчет >>>

 

 

 

К списку