Пасха

Почему Пасха - главный праздник года?

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Тайна слова «воскресение»

Воскреснуть, воскрешать, воскресение... А какова история этих заветных слов? Как появились они в русском языке? О происхождении слова «воскресение» рассуждает Василий Ирзабеков, филолог, исследователь русского языка.

Я ведь об этом слове долго размышлял! Даже на встречах задавал вопрос своим слушателям: «Что означает слово «воскресенье»? И меня всегда умиляли некоторые молодые люди, которые радостно мне объясняли: «Да это же выходной!» Граждане, искушенные в этимологии, пытались связать происхождение этого слова с «крестом», на что я неустанно возражал: нет в слове «воскресение» буквы «т»! А филология - строгая наука, она таких неточностей не терпит! Ответ на этот вопрос нашёлся случайно. В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «Игорева храброго полку не кресити». Было в древнерусском языке слово «кресать», которое означало: «высекать огонь, воскрешать огнём». Некоторые из нас ещё помнят однокоренное ему слово «кресало». Получается, что слово «воскресение» связано с животворным огнём. Кстати, косвенным подтверждением этого является тайна Туринской плащаницы. Ученые в Сорбонне, рьяные материалисты, изучали её природу и пришли к выводу, что выходу тела, которое было завернуто в нее, способствовала энергия, неизвестная науке, которая его не повредила, но оставила отпечаток, своеобразный негатив на ткани.

Да, русский язык - это Евангелие. Господь говорил: «Аз есмь свет». Логично считать, что происхождение слова «воскресение» связано с таинственным огнем, который возвращает к жизни.

«Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его ''говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34). В этих кратких словах заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу. С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание (целование). Это древнее, идущее ещё от времен апостольских, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины. Во времена Великого Рима, являясь на аудиенцию к императору, считалось обязательным подносить ему подарок. Святая равноапостольная Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с определенной целью: проповедовать учение о Христе Воскресшем. Преподнесла она ему в качестве подарка простое яйцо, т.к. была очень бедна. Выслушав Марию, Тиберий не поверил ни одному слову и ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным.» И тут, на глазах у всех, произошло чудо: яйцо в руке императора из белого стало красным. «Воистину воскрес!» — воскликнул пораженный император.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа-Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Что такое «артос»?

Слово «артос» переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос на протяжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Почему Церковь освящает куличи и пасхи?

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Употребление освященных пасок и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Также, по благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы. Вкушение куличей и пасхи напоминает о необходимости причащения истинной Пасхи Христовой и соединении всех верных во Иисусе Христе.

Пасха праздник сорокадневный

Многие люди ошибочно считают, что празднование Пасхи заканчивается после Пасхальной недели или даже на второй день Пасхи. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это распространенное в нецерковной среде заблуждение.

Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием праздника Пасхи» - торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь - еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», - напоминает нам св. Григорий Богослов (Беседа 19).

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, мало кто знает, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин литии, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян".

Затем - прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память усопшего. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Память Святых Жен-Мироносиц (в этом году 23 Мая)

Жены-мироносицы - прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные. Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

«Мироносицы - носящие миро (особая благовонная очень, дорогая и сложная по производству жидкость). Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. Но не в эту ночь Воскресения Христова и не в предыдущий день создалось и сплотилось это содружество женщин- мироносиц. Мы знаем со страниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею проповедью города и селения, вокруг Него всегда собиралась толпа народа. Был народ, который подходил, слушал и расходился. Но среди этого народа, кроме избранных апостолов Христовых, Господа Спасителя всегда сопровождала группа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их росло. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поучаться словами, исходящими из уст Христовых, но и с тем, чтобы, в силу все возрастающей любви к Нему, служить Господу всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисуса Христа, о Его пище и питии. Они, говорит святой евангелист, служили Господу "имением своим" (Лк. 8:3), своим имуществом. Для дела заботы о Спасителе они приносили то, что имели в своих домах.

Не все имена этих жен-мироносиц нам известны. Евангелисты и Священное Предание сохранили нам ряд имен: Мария Магдалина, Мария - мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария - сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода; простые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой рыбака. В числе мироносиц были женщины одинокие - девы и вдовы, были и матери семейств, которые, будучи увлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопутствуя Господу вместе с другими женщинами в заботах о Нем.

"И не столь удивительно, - говорит святитель Иоанн Златоуст, размышляя о подвиге жен-мироносиц, - что они привязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Но для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть". Жены-мироносицы стояли у подножия креста Христова, проливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. И даже в последние минуты земной жизни Христовой, когда и Божия Матерь, и святой Иоанн Богослов отошли от креста, святые женщины не отступили от Распятого Спасителя. Вместе с Никодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они участвовали в погребении своего учителя. И они видели, как это погребение, совершавшееся поспешно ввиду приближения праздника еврейской пасхи, не было завершено возлиянием ароматов на бездыханное Тело дорогого усопшего. Они проводили преблагословенную Субботу в тревоге о том, успеют ли они в субботу вечером, по окончании праздника, приобрести миро и другие ароматы и завершить незаконченное: возлить ароматы на Тело Господа Иисуса Христа. Господь Спаситель в награду за эту преданную, самоотверженную любовь жен-мироносиц первым явился им по Воскресении Своем и, явившись, сказал им: "Радуйтесь!" (Мф. 28. 9). Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни - о радости жить со своим Господом в сердце, но и о той вечной радости, какая их ждет по окончании земного пути. Так и наша Церковь жен-мироносиц за подвиг их любви почитает святыми. А мы как святым, приносим им в этот день свои молитвы, прося о том, чтобы они молитвами за нас пред Престолом Божиим помогали нам, грешным, совершать свой путь к вечному спасению и воодушевляли нас к такому же подвигу. Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь ко Господу. Истинная любовь - не кратковременный порыв нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не умаляется. Она неизменна и в радости, и в благополучии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годины болезней. Мы не должны быть подобными тем, о ком сказал Спаситель: "Они временем веруют, а во время искушения отпадают" (ср.:Лк.8:13).

Владимир Пешкун
27.04.2021

 

 

 

К списку