Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Новости

 
Фотогалерея

 
Юбилей А.Н. Семенова

 
Публикации

 
Архив

 
Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежем

 
Чернобыль 25 лет спустя

 
Научно-техническая газета

 
Новости энергетики

 
Выставки, семинары, форумы в энергетике

 
Все новости энергетики

 

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Все начинается с дороги

Эти крылатые слова нередко встречаешь в очерках и корреспонденциях, их любят журналисты и писатели.

В условиях необжитой тайги первых лет дороги имели совершенно особое значение. В Братске приходилось все делать сразу: возводить ГЭС и дома, школы и больницы, строить детские сады и, конечно, прокладывать дороги.

С первых же дней стройки возникла организация, сыгравшая важную роль в создании Братской ГЭС, промышленной базы и развития края. Она бесконечно меняла название, а с 1963 г. стала называться Управлением строительства дорог (УСД). Прокладка и строительство дорог с разными видами покрытия, вопросы благоустройства города и поселков, строительство тоннелей, цехов, фундаментов жилых домов - вот диапазон порученных ему в то время работ.

Строить дорогу всегда нелегко. Прокладывать же ее в тайге многократно тяжелее. Дорожники, как и все братскгэсстроевцы, становились универсалами, осваивали смежные и несмежные профессии; дорожник, когда требовалось, становился бетонщиком, слесарь - электросварщиком, бурильщик - подрывником.

Дорога в тайге - это чащоба, глушь, бурелом, сопки, поросшие 30-метровыми деревьями, ущелья, ручьи, топкие болота со звенящей беспощадной мошкарой. Первыми сюда приходят разведчики-геодезисты. Они обязаны пройти по той самой дороге, которой пока нет, которая еще прокладывается на бумаге, наметить ее путь, не всегда кратчайший с учетом особенностей рельефа, но наиболее экономичный. После того как будущая трасса выверена, "привязана" к местности, начинается отвод леса. Затем отряд дорожников приступает к работе.

Валят лес, убирают деревья, корчуют пни. Спилить, срубить сучья, соштабелевать. В ход идут бензопилы, электропилы, обычная двуручная пила, топор. Основная техника, выручающая в тайге дорожника, - бульдозер. В болотах, марях, в зябком белесом тумане, окутанный облаком мошки дорожник продвигается вперед, оставляя полосу вырубки, штабеля бревен, длинные "хлысты", белоголовые вереницы пней. Теперь черед бульдозера - мощная машина выворачивает крупные пни. Трещат рвущиеся корни, летит щепа.

В конце 1961 г. началась прокладка просеки в тайге для автодороги к створу будущей Усть-Илимской ГЭС - 254 км по таежным сопкам, болотам, через десятки рек и речек.

Эту дорогу недаром называли "трассой мужества". Чтобы пробиться зимой к Усть-Илиму, требовались смелость и незаурядное мастерство. Работа в таежной глухомани, в небольших опорных поселках, разбросанных по всей трассе, была суровой и неустроенной. Шоферам и механизаторам так же, как и первопроходцам Братска, пришлось вспомнить и костры под картерами разогреваемых двигателей, и болотную воду, которую пили во временных поселках, отрезанных от "большой земли" паводковыми ручьями и речками.

Толстые стволы деревьев, уложенных на дорогу, после двух-трех рейсов тяжелогруженных машин скрывались в топком болоте, и машины вязли. На воскресную баню за шоферами самосвалов снаряжали вертолет. Опытные дорожники качали головами. Десятки тысяч кубометров скальника и грунта, отсыпанных на трассу, засасывались бездонными топями. В 106 км от Братска весной начал тонуть в топком месиве глины и воды четырехкубовой экскаватор, стоявший на сопке. 200-тонная машина на глазах ошеломленных механизаторов и шоферов угрожающе накренилась, грозя завалиться набок. Это было действительно неожиданно.

Оказалось, что экскаватор, разбиравший сопку, пробил путь грунтовым водам, сочившимся сквозь диабазовую скалу в Ангару. "Уралец", управляемый умелыми руками, по сосновым стволам с помощью собственного ковша выбрался из трясины, разобрал гору и пополз дальше, оставив позади ровный коридор готовой автодороги.

Каждый шаг на "трассе мужества" требовал от людей подлинной отваги, выдержки, находчивости. Из Братска в Усть-Илим пробивался санный поезд. Дорожники везли передвижные электростанции, создавая по пути опорные пункты, - легонькие времянки, в которых оставались строители. 250 км по тайге в трескучий мороз! Обогреваться негде, жилья в пути не встретишь.

Итак, в заболоченной, стоящей на вечной мерзлоте тайге следовало проложить магистраль, которой предстояло долгие годы питать стройку всем необходимым: механизмами и запчастями, продовольствием и горючим, бетоном и металлоконструкциями. А 250 км вековой тайги - их нужно прорубить, пройти через топи и зыбуны, пробить сопки, построить десятки мостов.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»
  Зейская ГЭС презентовала легендарный детский альманах «Хочу все знать»

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

Специалисты «Нижновэнерго» выявили более 2 тыс. случаев хищения электроэнергии
  Специалисты «Нижновэнерго» выявили более 2 тыс. случаев хищения электроэнергии

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2018 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта