Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Все начинается с дороги

Эти крылатые слова нередко встречаешь в очерках и корреспонденциях, их любят журналисты и писатели.

В условиях необжитой тайги первых лет дороги имели совершенно особое значение. В Братске приходилось все делать сразу: возводить ГЭС и дома, школы и больницы, строить детские сады и, конечно, прокладывать дороги.

С первых же дней стройки возникла организация, сыгравшая важную роль в создании Братской ГЭС, промышленной базы и развития края. Она бесконечно меняла название, а с 1963 г. стала называться Управлением строительства дорог (УСД). Прокладка и строительство дорог с разными видами покрытия, вопросы благоустройства города и поселков, строительство тоннелей, цехов, фундаментов жилых домов - вот диапазон порученных ему в то время работ.

Строить дорогу всегда нелегко. Прокладывать же ее в тайге многократно тяжелее. Дорожники, как и все братскгэсстроевцы, становились универсалами, осваивали смежные и несмежные профессии; дорожник, когда требовалось, становился бетонщиком, слесарь - электросварщиком, бурильщик - подрывником.

Дорога в тайге - это чащоба, глушь, бурелом, сопки, поросшие 30-метровыми деревьями, ущелья, ручьи, топкие болота со звенящей беспощадной мошкарой. Первыми сюда приходят разведчики-геодезисты. Они обязаны пройти по той самой дороге, которой пока нет, которая еще прокладывается на бумаге, наметить ее путь, не всегда кратчайший с учетом особенностей рельефа, но наиболее экономичный. После того как будущая трасса выверена, "привязана" к местности, начинается отвод леса. Затем отряд дорожников приступает к работе.

Валят лес, убирают деревья, корчуют пни. Спилить, срубить сучья, соштабелевать. В ход идут бензопилы, электропилы, обычная двуручная пила, топор. Основная техника, выручающая в тайге дорожника, - бульдозер. В болотах, марях, в зябком белесом тумане, окутанный облаком мошки дорожник продвигается вперед, оставляя полосу вырубки, штабеля бревен, длинные "хлысты", белоголовые вереницы пней. Теперь черед бульдозера - мощная машина выворачивает крупные пни. Трещат рвущиеся корни, летит щепа.

В конце 1961 г. началась прокладка просеки в тайге для автодороги к створу будущей Усть-Илимской ГЭС - 254 км по таежным сопкам, болотам, через десятки рек и речек.

Эту дорогу недаром называли "трассой мужества". Чтобы пробиться зимой к Усть-Илиму, требовались смелость и незаурядное мастерство. Работа в таежной глухомани, в небольших опорных поселках, разбросанных по всей трассе, была суровой и неустроенной. Шоферам и механизаторам так же, как и первопроходцам Братска, пришлось вспомнить и костры под картерами разогреваемых двигателей, и болотную воду, которую пили во временных поселках, отрезанных от "большой земли" паводковыми ручьями и речками.

Толстые стволы деревьев, уложенных на дорогу, после двух-трех рейсов тяжелогруженных машин скрывались в топком болоте, и машины вязли. На воскресную баню за шоферами самосвалов снаряжали вертолет. Опытные дорожники качали головами. Десятки тысяч кубометров скальника и грунта, отсыпанных на трассу, засасывались бездонными топями. В 106 км от Братска весной начал тонуть в топком месиве глины и воды четырехкубовой экскаватор, стоявший на сопке. 200-тонная машина на глазах ошеломленных механизаторов и шоферов угрожающе накренилась, грозя завалиться набок. Это было действительно неожиданно.

Оказалось, что экскаватор, разбиравший сопку, пробил путь грунтовым водам, сочившимся сквозь диабазовую скалу в Ангару. "Уралец", управляемый умелыми руками, по сосновым стволам с помощью собственного ковша выбрался из трясины, разобрал гору и пополз дальше, оставив позади ровный коридор готовой автодороги.

Каждый шаг на "трассе мужества" требовал от людей подлинной отваги, выдержки, находчивости. Из Братска в Усть-Илим пробивался санный поезд. Дорожники везли передвижные электростанции, создавая по пути опорные пункты, - легонькие времянки, в которых оставались строители. 250 км по тайге в трескучий мороз! Обогреваться негде, жилья в пути не встретишь.

Итак, в заболоченной, стоящей на вечной мерзлоте тайге следовало проложить магистраль, которой предстояло долгие годы питать стройку всем необходимым: механизмами и запчастями, продовольствием и горючим, бетоном и металлоконструкциями. А 250 км вековой тайги - их нужно прорубить, пройти через топи и зыбуны, пробить сопки, построить десятки мостов.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая