Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Н.М.Полянский "Трудные годы военной поры"

Моя учеба в аэроклубе проходила успешно, но был один случай, который мог все перечеркнуть. Моя программа полетов подходила к концу и однажды, в конце апреля, я с инструктором вылетел в "зону" для сдачи экзамена по высшему пилотажу. Полет прошел нормально, инструктор меня похвалил и дал команду возвращаться на аэродром. Было это в апреле 1941 г., весна в Челябинске задержалась, на аэродроме еще лежал снег. Днем он образовывал множество льдинок, которые как кристаллики отражали ослепительно яркий свет. При посадке самолета глаз летчика "скользит" по поверхности земли, определяя расстояние. Перед самой посадкой от ярких отражений у меня отключилось зрение, и я был вынужден "дать газ" и уйти на подъем. В учебном самолете управление спаренное у курсанта и инструктора. Инструктор понял, что со мной что-то случилось, и взял управление на себя. После посадки самолета меня привезли к врачу, он определил временную потерю зрения. Меня поместили в темную комнату и продержали там целую неделю. После интенсивного лечения мое зрение восстановилось, и я завершил программу полетов и сдал экзамены.

В аэроклубе была традиция поощрения выпускников, успешно закончивших программу, - им выносилась "Благодарность в приказе по аэроклубу", а лучшему летчику выпуска предоставлялось право выполнить фигуры высшего пилотажа над аэродромом перед строем всего выпуска. Мне было предоставлено такое право, и я очень гордился этим.

В начале июня в аэроклуб приехал представитель Чкаловского военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова. Ему необходимо было отобрать 10 выпускников. В это число попал и я. Вместе с ним мы выехали в г. Чкалов (Оренбург) и прибыли туда 19 июня 1941 г. На время карантина нас поместили в небольшое здание с двориком отгороженным от улицы кирпичным забором. Из любопытства мы разглядывали через забор, что происходит в городе и в парке, который находился рядом. В воскресенье 22 июня мы заметили, что в городе происходит что-то странное - все военные покинули своих девушек и куда-то побежали. Один из нас перелез через забор и очень скоро принес нам известие, что началась война.

На другой день я прошел медицинскую комиссию, получил военное обмундирование времен гражданской войны из старых армейских запасов - длинную зеленую кавалерийскую шинель, буденовку и был похож больше на кавалериста из 1-й Конной армии, чем на курсанта летного училища. Через неделю после строгой мандатной комиссии я принял присягу, получил нормальную курсантскую форму, и у меня началась новая военная жизнь.

Война заставила трудиться в другом темпе и наша теоретическая программа, рассчитанная на год, была пройдена за три месяца. В сентябре 1941 г. мы выехали на аэродром в 20 км от города в 4-ю эскадрилью. Гарнизон эскадрильи состоял из 1200 человек - летчиков, техников, обслуживающего персонала и курсантов. На стоянках и в ангарах было более 100 самолетов разных типов.

В день нашего приезда на аэродроме проходили последние зачетные полеты предыдущего выпуска курсантов. Нам было интересно посмотреть полеты, и мы прямо из машины побежали на летное поле.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая