Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

В.П.Воробьев "Война на море"

По окончании учебы мне, только испеченному специалисту флота 3-го класса, вручается грамота за отличные успехи в учебе - первая награда в жизни. Из учебки я направлен на службу в 1-й гвардейский дивизион морских охотников охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района (ОВР КМОР).

Известен уникальный случай потопления в проливе Бьеркезунд вражеской подлодки У-250 нашим гвардейским МО-103 под командованием старшего лейтенанта Александра Коленко. Уникальность операции заключалась в том, что, во-первых, это был единственный случай пленения фашистских подводников - части экипажа, во-вторых, условия подъема потопленной подлодки (он осуществлялся по ночам, при шторме, под обстрелом береговой артиллерии противника), в-третьих, из нее были извлечены две акустические торпеды Т-5 - новейшая германская разработка. По подсчетам англичан, этим оружием фашисты успели потопить или повредить 24 британских эскортных судна. У. Черчилль в личном послании И. В. Сталину, давая высокую оценку умению военнослужащих советского ВМФ, просил прислать одну из торпед для изучения английскими специалистами. Как выяснилось позже, беспокойство британского премьер-министра не было напрасным: с помощью подлодок, вооруженных новыми торпедами, Германия намеревалась возвести вокруг Англии "королевский забор" в надежде добиться перелома в войне на море. Успешная операция балтийцев внесла свои коррективы в планы фашистов.

День Победы я встретил в 5-м дивизионе строящихся кораблей. Навсегда запомнились вспышки салюта в вечернем небе. Кажется, не было счастливее дня в жизни!

Флотская служба продолжалась в 10-м Краснознаменном дивизионе ТЩ 4-й бригады траления. Задача подразделения - очищение от мин Финского залива и Ладожского озера, этого страшного наследия войны на море. Впрочем, война в определенном смысле для "пахарей моря", как их называли на Балтике, продолжалась. Приходилось иметь дело с такой грозной опасностью, как магнитные, акустические, контактные и другие виды мин, которыми море и Ладога были просто нашпигованы. Мины, бывало, рвались в тралах, подсеченные резаками, расстреливались из пулеметов. Чаще же к обнаруженной мине подходили на шлюпке, подвешивали к ней подрывной патрон с бикфордовым шнуром, а затем, налегая на весла, спешили отойти... Трудиться приходилось от зари до зари. Из того времени запомнился лишь один выходной - одновременно праздник и День Военно-Морского Флота. На Ладожском озере запомнился остров Валаам, в одной из красивейших бухт которого базировались катера-тральщики. Впоследствии боевой путь одного из старших по званию сослуживцев - Героя Советского Союза Г. М. Давиденко - стал предметом моего журналистского исследования.

А потом наступило по-настоящему мирное время, плотно заполненное учебой, морской практикой, творческой и научной работой. Был редактором "Военно-исторического журнала", а после увольнения в запас работал старшим научным редактором в "Морском сборнике". И где бы ни служил или ни работал, всегда старался профессионально, добросовестно и принципиально относиться к своему делу и, конечно же, была безмерная любовь к морю.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая