Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

В боях за Крым и Кавказ

Лев Иванович ЗеленцовскийЛев Иванович Зеленцовский

Родился в 1921 г. Лейтенант, Черноморский флот - оборона Севастополя и Кавказа в составе курсантского батальона Военно-морского училища им. Ленинского комсомола Украины. Азовская военная флотилия - освобождение Тамани, Таганрога; Крыма - Керчи, Севастополя (июнь 1941 г. - 1945 г.). Награжден орденами Красной Звезды (дважды), Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалью "За боевые заслуги" и еще 18-ю медалями.

Оборона Севастополя

В июне 1940 года после окончания полной средней школы, я поступил в Военно-морское училище береговой обороны имени ЛКСМУ, на артиллерийское отделение. Училище располагалась в Севастополе, на Корабельной стороне. Учеба началась с прохождения месячного курса "молодого краснофлотца". За этот месяц каждый курсант должен был изучить оружие - винтовку, карабин, научиться стрелять разбирать и собирать их, уметь правильно по уставу, обращаться к другим военнослужащим, ходить по-военному. Ознакомиться с устройством шлюпки, корабля, распорядка дня на нём, с правилами пользования подвесной, разбираемой парусиновой койкой. Обучали нас и командовали нами в тот период старшины-сверхсрочники, которые до этого отслужили на флоте пять лет срочной службы. Такой был в то время срок службы на флоте. Лучшие из старшин и матросов оставались на сверхсрочную службу, как минимум еще на пять лет. Из них выходили отличные воспитатели, они за один месяц курса нас, мальчишек, вчерашних школьников, приучали к дисциплине, порядку существующему на флоте и прививали первичные навыки службы матроса первого года службы. Воинские уставы того времени были очень строгими. Права у младших командиров были большие, и они ими пользовались в полном объеме. Все приучались действовать по уставу и быстро, как говорят, "бегом по трапу". Назначенные поощрения и наказания воспринимались правильно, никакой дедовщины не было, и слова такого мы не знали.

После прохождения курса нас отправили на корабли эскадры Черноморского флота для прохождения морской практики по полному курсу строевого матроса.. Наша группа была расписана на крейсер "Коминтерн". Этот корабль был построен еще до первой мировой войны, он был одним из последних боевых кораблей, на котором в качестве топлива для котлов использовался каменный уголь, как говорят "ходивший на угле" (чуть позднее, в начале 1941 г. он прошел модернизацию и был переведен на жидкое топливо). Все на практике было интересно, хотя и трудно. Особенно запомнилась бункеровка угля на корабль. В Севастополе был специальный причал - угольная пристань, где хранились в буртах запасы угля, у этой пристани швартовались корабли и суда для заправки углем.

Крейсер пришвартовывался к причалу лагом (бортом). Спускали на причал трапы, по ним мы таскали на плечах мешками уголь из буртов и затем ссыпали его через горловины в палубе в угольные трюмы, а там кочегары его разравнивали. Вся команда крейсера и курсанты разбивались на группы по 10 человек. В погрузке не участвовал только командир корабля капитан 1-го ранга Барбарин. Офицеры становились счетчиками количества мешков с углем, доставленных на борт каждой группой. Шло задорное соревнование между группами. Оркестр играл бравурные марши. Погрузка начиналась в 6 часов утра, 50 минут бегали с мешками, затем 10 минут - отдых, и так до 11 часов. После этого мокрая уборка корабля, тоже нужно было приложить значительные усилия, чтобы отмыть от угольной пыли, проникшей всюду от ватерлинии до клотика мачты корабля, потом стирка робы и помывка. За первое место выдавались призы, настроение было бодрое, и желание победить владело всеми.

При первой бункеровке в Севастополе наша команда заняла место в середине, а уже при погрузке в Одессе - 1-е место. Весь период практики прошел в походах и учебных стрельбах. В целом, практика помогла нам понять, что такое служба на корабле, и хотя это был нелегкий труд, но организован он был блестяще, и, как всякая хорошо организованная и интересная работа, не угнетал, а вызывал желание работать еще лучше.

Осенью начались занятия в классах и на полигонах. Первый год учебы проходил быстро, время летело незаметно. Программы были насыщенные, преподаватели хорошо знали свои предметы, командиры требовательны, справедливы, мы молоды, быстро все схватывали. Дежурную и караульную службу несли исправно. В день, кроме субботы, было 8 часов занятий, две пары до обеда и две пары после обеда. После ужина 3 часа самоподготовки, в субботу 6 часов занятий и самоподготовка по желанию. Все было интересно, ново, и мы понимали, что занимаемся делом, которое для нас жизненно необходимо и для страны очень важно. Что касается меня, то впервые в жизни я каждый день ел досыта, в результате чего за первые месяцы набрал килограмм 5-7 веса. Как и все курсанты, я получал небольшое денежное довольствие- 80 рублей, из них 75 рублей я отсылал матери, 5 рублей оставлял себе.. Учился я с удовольствием, стал заниматься спортом - сначала попробовал бокс (что быстро закончилось плачевно – поврежденным носом), затем фехтование на эспадронах, а затем уже всерьез занялся бегом (эстафетой) - мы тренировались шесть раз в неделю, я вошел в команду училища и участвовал в традиционной эстафете флота по большому кольцу Севастополя (бег в противогазах, с винтовками), которая проводилась два раза в год—2-го мая и 8-го ноября.

Учебный год закончился и мы переведены на второй курс обучения. 21 июня 1941 г. нас распределили на корабли Черноморского флота для прохождения практики и дальнейшей морской службы. Местом сбора был палаточный лагерь училища, расположенный на северной стороне Севастополя, около Михайловского равелина.

21 июня, после больших маневров, корабли эскадры вернулись на главную базу. Мы ожидали прихода катеров для доставки нас на корабли, но они не пришли - оказалось, что корабли были переведены на повышенную боеготовность.

22 июня во втором часу ночи нас, в нашем палаточном лагере, разбудил сигнал "большой сбор" и нам было объявлено о переходе на оперативную готовность номер 1. Сначала мы не поняли, что это не учебная тревога, а начало войны. В 3 часа ночи мы услышали шум моторов , а затем и увидели , в лучах прожекторов, самолеты, которые летели на небольшой высоте с запада, со стороны моря. Сразу же был открыт огонь зенитной артиллерии ПВО, кораблей и батареи береговой обороны. Мы увидели, что самолеты сбрасывали что-то на парашютах. Мы строили различные догадки, кто-то сказал, что это парашютисты-десантники, Большинство считало, что это сбрасывали морские мины.

Нас, курсантов, разделили на группы и отправили помогать зенитчикам. Мою группу направили на батарею, установленную на Северной стороне. Там мы доставали из погребов боекомплекты и подготавливали их для стрельбы (ввертывали взрыватели), а затем доставляли к орудиям, на огневую позицию.

С рассветом около четырех часов утра, налет закончился. Так пришла война в Севастополь.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая