Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

Послевоенное восстановление Севастополя

В январе 1945 г., после возвращения из Владивостока, меня назначили командиром  огневого взвода береговой  стационарной батареи БС-12, которая устанавливалась на Северной стороне Севастополя, недалёко от Михайловского равелина. Кроме командования огневым взводом мне и многим другим офицерам пришлось руководить строительными работами по восстановлению электростанции (ГРЭС-2) и жилых домов на Северной стороне Севастополя для персонала электростанции. В этих домах, после их восстановления, выделялось небольшое количество комнат для временного проживания семейных офицеров и старшин - сверхсрочников, служивших на кораблях и в частях Главной военно-морской базы (ГВМБ) Черноморского флота.

Жизнь в городе постепенно налаживалась. Однажды, будучи в городе, я увидел на стене здания два объявления запомнившиеся тем, как хорошо они отразили переход города от войны к восстановлению на первом было написано «Мин нет», а на втором «Требуются отделочницы, свет есть», далее какой-то адрес. Начал работать хлебозавод - я и сейчас помню вкус свежего, тёплого, хорошо пропеченного хлеба, привезённого к нам на батарею. Была восстановлена главная городская почта на Большой Морской улице, и, впервые за 4 года, я смог позвонить сестре, в Ярославль. Увидев водоразборную колонку, из которой текла вода и людей с вёдрами вокруг, я понял: восстановлена насосная станция и часть водопроводной сети в городе.

Появился  электрический свет в лачугах- норах-комнатушках, вырытых в скале, во время  оккупации, около пристани на  Северной стороне, где ещё ютились оставшиеся севастопольские жители. Приятно было осознавать, что к появлению света  был причастен и я, и многие  матросы  и старшины батареи  БС-12, которые участвовали в работах  по  восстановлению  первого введённого агрегата электростанции.

В 1947 году я был назначен командиром батареи БС-723, той самой батареи службу на которой во время войны я описал выше.  Вступив в должность командира батареи, я продолжил руководить и достройкой батареи.  Были построены многие объекты - командный пункт батареи, хранилище топлива, площадки для прожекторных станции, и многие другие, в частности баня – до этого всех возили мыться в городскую баню Севастополя. Мы восстановили и надстроили второй этаж здания, которое  стояло через дорогу от пирса в конце бухты Казачья и до войны принадлежало ББ-35. В этом здании была размещена казарма и маленький, служебный кабинет командира батареи, который после моей женитьбы, превратился в наше первое семейное жилье. 

Работы по восстановлению города шли небыстро, несмотря на помощь флота, не хватало материалов и специалистов-строителей.  Всё изменилось летом 1948 года, после посещения Севастополя руководителями страны.   Как нам рассказали на общегородском совещании,  результатом визита  стало решение о значительном ускорении восстановления города и военно-морской базы, вышло   специальное постановление Правительства СССР, в котором , в частности, был установлен  немыслимо короткий  срок восстановления  центра города  – шесть лет.  Последующие изменения  были видны  невооруженным глазом.  В городе появилось огромное   количество  строителей, как  гражданских так и военных.  На одном из флотских совещаний  нам объявили,  что  в город в течение месяца прибыло  15 батальонов инженерных войск со своими палатками, полевыми кухнями, механизмами и инструментом, численностью 1000  человек в каждом, а  на городском совещании нам сообщили о том, что в город начали прибывать направленные  на помощь Севастополю специалисты-строители из всех союзных республик и г. Москвы, по 2 тысячи человек из каждой.  Ну а как стремительно изменилась  ситуация со строительными материалами, я  увидел когда отправился в очередной отпуск,  в Москву.  Везде, на каждой железнодорожной станции от Севастополя до Перекопа лежали выгруженные материалы и стояли неразгруженными вагоны и платформы с бетонными блоками, металлом, лесом и другими строительными материалами и механизмами, на которых было написано мелом: «В Севастополь!» А дальше, до Харькова, на многих станциях стояли вагоны с и платформы с такой же надписью.

В 1949 г. нам с женой и месячной дочерью выделили две маленькие комнаты в доме, на Куриной пристани- в том самом доме, который мы с матросами помогали восстанавливать в 1945 году. Мы были счастливы. С нашего балкона мы видели Северную бухту, с кораблями на рейде и панораму быстро оживавшего, с помощью всей страны, города Севастополя.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая