Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Н.М.Полянский "Трудные годы военной поры"

Зимой на самолете Р-5 во время разбега на взлетной полосе я не за-метил, как рукой в меховой краге прихватил вместе с сектором газа провод освещения на борту кабины. Самолет не набирает скорость, полоса уже заканчивается, а самолет не может взлететь. Я с силой рванул сектор газа, провод выскользнул, мотор взревел и самолет оторвался от земли перед самым оврагом. Несмотря на мороз мне было жарко.

Наш выпуск закончил летную программу, но поступила команда на дополнительную подготовку на штурмовиках ИЛ-2. Летная практика мне давалась легко, у меня был очень хороший инструктор и большой мой друг Владимир Бондаренко. Полетную программу я закончил быстро, на месяц раньше своих товарищей. За время полетов на штурмовике у меня было только два трудных случая. Выполняя по программе фигуры высшего пилотажа на высоте 2500 метров, я заметил, что внизу по железной дороге движется эшелон с танками, и решил выполнить имитацию атаки. Я резко бросил самолет в крутое пикирование, тогда я еще не знал, что тяжелый бронированный ИЛ-2 такого обращения не любит. Самолет "провалился". Я не был пристегнут ремнем, меня оторвало от сидения, прижало головой и плечами к колпаку кабины, ноги сорвались с педалей и ручка управления самолетом оказалась подо мной. Самолет быстро снижался, набирая скорость. Хорошо, что я не растерялся и рукояткой перевел триммер руля высоты в крайнее нижнее положение, руль высоты поднялся, и самолет из пикирования резко пошел вверх. Меня бросило на сидение, и я почувствовал, как у меня от перегрузки не только кровь отливает от головы, но как-будто и кожа слезает с лица. Падал я с 2500 до 1000 метров, а затем "горкой" взлетел на 2000 метров, вывел самолет в горизонтальное положение, полетал немножко, успокоился и пошел на посадку. Мой инструктор все видел, и когда я зарулил на стоянку, погрозил мне кулаком. Конечно это было мальчишество, но урок я получил хороший. Больше не привязанный я уже не летал никогда.

Однако очень скоро этот маневр я был вынужден повторить по крайней необходимости. Возвращаясь на свой аэродром, при снижении на посадку при выпуске шасси я заметил, что правая стойка не вышла. Три попытки выпустить шасси не удались. Я сообщил по рации руководителю полетов об аварийной ситуации. На рации был мой инструктор, и он посоветовал мне выпустить шасси на выходе из пикирования. Я поднялся на высоту 2000 метров, перевел машину в пикирование и на высоте 1000 метров, выпустив шасси, резко пошел на подъем. Скорее почувствовал, чем увидел, что шасси вышли нормально, приборы подтвердили, что все в порядке, и я пошел на посадку.

В конце 1942 г. и вначале 1943 г. во время завершения Сталинград-ской битвы над городом стали появляться немецкие самолеты развед-чики. Город Чкалов в то время был кузницей офицерских кадров - там были два авиационных училища, авиатехническое училище, танковое, пехотное, военно-медицинское училища и ряд других военных учебных заведений. Не напрасно в то время военным округом командовал известный генерал-полковник (бывший командующий Брянским фронтом) М.А. Рейтер.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая