Дети войны. Воспоминания.

Военное детство

Катков В. И.

Детство - это самая счастливая и радостная пора в жизни каждого человека. У тебя есть родители, которые тебя любят, кормят, одевают, обувают. У тебя есть дом, где всегда тепло и уютно. У тебя нет никаких забот. И ты купаешься в этой радости жизни. Ты наслаждаешься жизнью. Ты не думаешь о будущем, ты уверен, что так будет всегда. И у тебя есть большое радостное занятие – постепенное, но постоянное любопытство познавать этот мир, искать ответы на неизведанное.

Но это счастье возможно только в мирное время. А когда ты живёшь в условиях тяжелейшей войны, то в тебе доминирует постоянное чувство страха, неопределённости, сопереживание положению родителей. И полной радости жизни быть не может. Более того, такое длительное состояние приводит к перенапряжению детской психики, к преждевременной психологической усталости, к грустному настроению, к апатии.

В то же время, состояние повышенного уровня психической нагрузки перестраивает общее развитие. Умственное развитие происходит быстрее. Дети быстрее взрослеют, непроизвольно становятся похожими на взрослых.

Я родился и вырос в городе Прокопьевске, Кемеровской области. Прокопьевск – это жемчужина Кузбасса. В советское время здесь было 20 угольных шахт, в том числе Коксовая шахта N1 имени И. В. Cталина, которая обеспечивала коксом крупнейший металлургический комбинат страны в городе Сталинске (ныне Новокузнецк). Ввиду того, что уголь является важнейшим сырьём для экономики и энергетики страны, все шахтёры были освобождены от воинской повинности  даже во время войны. Мне трудно представить, как мы смогли бы выжить без отца, когда на его руках были неработающими его престарелые родители, жена и два ребёнка.

Война началась, когда мне было 5 лет. Но я помню ту большую тревогу всех людей, которая была в первый год войны, когда немцы окружили Ленинград и подошли к Москве. Психическое облегчение и надежда появилась после Сталинградской битвы. А в 1943 году уже все были уверены в победе над фашистами.

Была введена карточная система обеспечения продуктами питания, от голода никто не умирал. Но дефицит мяса, круп, рыбы, безусловно, был. Зная тяжёлое положение с питанием, Советское правительство организовало небольшое дополнительное питание непосредственно в школах. Каждому ученику ежедневно выдавалось после второго урока 100 грамм сахара в бумажных кулёчках. Мы откусывали кончик кулёчка и с большим удовольствием съедали сахар. Какое это было наслаждение!

Мне повезло. Мой дедушка был начальником деревообрабатывающего цеха на шахте и имел корову. Поэтому ежегодно на лето нас с братом отправляли к нему жить.

Я хорошо помню день 9 мая 1945 года. Я шёл в школу. Было прекрасное солнечное утро. И вдруг из какого-то дома выбежала женщина и закричала: «Война закончилась! Победа». Эта весть распространилась по посёлку молниеносно. Все выбежали на улицу. Все очень громко кричали, обнимали друг друга, женщины плакали. Многие, сохранившие ружья, стали стрелять в воздух. Была настоящая канонада. Занятия в школе отменили. Все дети тоже очень радовались. Стали собирать общие столы и отмечать это радостное событие. Большего праздника в моей жизни не было. Наступило какое-то глубокое душевное облегчение и радостная надежда на будущее.

Но тяжесть войны не закончилась, она продолжалась ещё около пяти лет. Нужно было восстанавливать разрушенную войной экономику.

Примерно с десятилетнего возраста в каждой семье все дети были привлечены к физическому труду. Мы все жили в индивидуальных домах, при которых были небольшие приусадебные земельные участки, на которых выращивались овощи. За каждым ребёнком была закреплена грядка, на которой нужно было убирать сорняки. Каждой семье выделялось во временное пользование неподалеку от дома небольшой участок земли для выращивания картофеля. Эту землю надо было вскопать, посадить картошку, а потом её пропалывать и окучивать. А осенью собирать урожай и засыпать в подвалы. И все дети участвовали в этой работе.

В одиннадцать лет мне пришлось работать подпаском. Более трудной работы за всю жизнь у меня не было. Вставать надо было в 5 часов утра. Рано утром всех коров выводили в определённое место и пастух вместе со мной выгоняли стадо на пастбище. Мой пастух был преклонных лет и когда коровы начинали кормиться, он говорил мне: «Я устал, немного посплю, а ты тут поглядывай за коровами». Из всего стада 4-5 коров были всегда «инакомыслящими индивидуалками», они никак не хотели быть в коллективе со всеми и обязательно уходили в какую-нибудь чащобу или лес. Перевоспитать их было невозможно. Никакое индивидуальное битиё их кнутом, никакие нецензурные слова на них не действовали. И всё моё время уходило на их поиск и на постоянный контроль за их поведением. Пастух мне сочувствовал, крыл их матом, но практически мне не помогал. Когда я приходил домой, у меня не было сил даже держать в руках ложку, я засыпал прямо за столом.

А зимой на мне лежала обязанность обеспечивать дом углём. На каждой шахте был склад пустой породы, террикон. Его высота была около 50 метров. По одной его наклонной грани были проложены рельсы, по ним при помощи канатов двигалась тележка, и на вершине отвала она опрокидывалась, высыпая породу. Пустая порода не содержала угля и была в основном из твёрдого, тяжёлого песчаника, куски которой достигали до 30 - 40 кг. Но среди этой породы попадались и куски хорошего угля. Вот их и надо было найти и привезти домой.

Заготовка угля была рано утром после ночного наполнения террикона. Интервал между выгрузкой пустой породы был примерно 8-10 минут. За это время нужно было забежать вверх на террикон, найти куски угля, положить их в ведро и бежать обратно, чтобы не попасть под падающие куски породы при очередной разгрузке. Со временем уголь с низких участков террикона был собран, и приходилось подниматься выше. Но это требовало большего времени. И однажды я забежал так высоко, что попал под разгрузку очередной вагонетки. Бежать вниз было бессмысленно, так как куски породы могли ударить меня и по спине и по голове. Впервые в жизни мне пришлось смотреть опасности в глаза. Глядя вверх, я стал увёртываться от падающих камней, которые со свистом пролетали мимо меня. Стресс был настолько сильным, что в это утро я не стал больше испытывать судьбу и увёз свой короб на санях неполным. Но этот случай стал моим первым уроком в жизни – необходимости смотреть опасности в глаза.

Когда мне исполнилось 10 лет, отец купил корову. И на мои плечи свалилось ещё больше работы. Это ежедневная очистка сарая от коровьего «добра» и непосредственное участие в заготовке сена. Угодья для сенокоса выдавал «Лесхоз» с условиями: посадить 100 саженцев деревьев и 50% скошенной травы отдать леснику. Косить траву нужно было рано утром или поздно вечером, по росе. Руки и плечи отваливались. Потом эту траву надо было просушить под солнцем, собрать в копны, а потом сметать в большой стог. В сенокос всегда вспоминались стихи А. С. Пушкина: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б ни зной, да комары, да мухи»!

Военное детство кардинально повлияло на наше воспитание. Люди нашего поколения знают необходимость и роль труда, они с уважением относятся друг к другу, высоко ценят дружбу, добросовестно относятся к своим обязанностям, осознают свою личную ответственность за судьбу страны.

Необходимо отметить и большую работу органов государственного и местного управления. В школе было дополнительное питание, работали кружки по постановке спектаклей и художественного рисования, спортивные секции. Для благополучия рабочих и их семей давались недалеко от дома участки земли для выращивания картофеля, давались большие участки земли и круглый лес для строительства индивидуальных домов. Перед спуском в шахту, и после работы шахтёров кормили в столовой высококалорийной едой. На каждой шахте был свой стадион и три футбольных команды: детская, юношеская и взрослая. В каждом районе были построены Дворцы культуры. В третьем классе наша классная учительница Екатерина Владимировна Бабикова впервые привела весь наш класс в кино. Для нас это было необыкновенным зрелищем. В 1947 году в городе был построен красивейший Дворец пионеров. Я занимался в кружке изобразительного искусства и мои картины выставлялись на выставках Дворца пионеров.

Детство – счастливая пора жизни. Но военное детство откладывает незабываемой след большого горя, заставляя острее воспринимать действительность, быстрее взрослеть и становится настоящим гражданином своей страны. Мы должны сделать всё, чтобы у всех детей было мирное, счастливое детство. Но, в то же время, они должны знать, что такое война, и какие беды она приносит.

 

Катков В. И.
Заслуженный работник Минэнерго
26.07.2021 г.

Дети войны. Военное детство. Катков В. И. (docx)

 

Предыдущая       К оглавлению       Следующая