Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.А.Айсбеков "Этапы войны и труда" Главэнергостройпром

Известно, что министерство строило Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Головным поставщиком сборного железобетона было Управление строительства и эксплуатации производственных предприятий (УСЭПП) - начальник Н.М. Антипашин. В дальнейшем УСЭПП был преобразован в производственное объединение "Куйбышевэнергостройпром". Изготовлялись сложнейшие конструкции, например, предварительно напряженные брусковые железобетонные фермы пролетом 24 м и многое другое. Кроме УСЭППа поставки шли практически со всех 27 заводов железобетонных конструкций главка.

В 1971 г. ВАЗ ввели в эксплуатацию. 25 августа 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены активные участники строительства. Меня наградили орденом "Знак Почета". В системе главка было организовано до меня управление "Энергостройкомплектации" (начальник Рябцев, потом сменил его Г. М. Остров и главный инженер Ю. А. Руденко). Энергостройкомплектация имела в своем составе 15 функциональных отделов, которые занимались комплектной поставкой продукции в установленные сроки. Работа была сложная и тяжелая, скапливалось колоссальное количество информации, которую требовалось переработать для принятия дальнейших решений. Хорошо помогал информационно-вычислительный центр (директор Федоров), расположенный в одном здании с управлением "Энергостройкомплектация", с которым они работали в тесном контакте. Опытное производственно-техническое предприятие "Энерготехпром" (директор Л. С. Давыдов, главный инженер А.В. Сагиров) внесло много нового и интересного в деятельность главка. Например, согласовало с институтом "Энергосетьпроект" "распалубочные уклоны" на виброопорах 0,4-10 и 35 кВ. Казалось бы мелочь, но эта мелочь прозволила сконструировать многоместную форму на 5-6 и 10-12 мест в соответствии с грузоподъемностью кранов и одновременно с помощью траверсы извлекать изделия из формы.

В 1968 г. Энерготехпромом предложены легкие металлические конструкции покрытий промышленных зданий с эффективным легким утеплителем. В основу конструкции был принят профилированный оцинкованный лист. Показали П. С. Непорожнему, ему понравилось. Появилась кровельная панель с пароизоляцией, утеплителем и одним слоем гидроизоляции. Министр Петр Степанович Непорожний посетил предприятие Энерготехпром и ознакомился с конструкциями. Многие электростанции перекрыты этими легкими конструкциями. Большой интерес вызвали секции, складывающиеся пролетами 12 и 18 м. Секция состоит из трех элементов. При подъеме секции стены на шарнирах раздвигаются до вертикального положения и устанавливаются на фундамент.

Министр энергетики П.С.Непорожний
Министр энергетики П.С.Непорожний посетил предприятие "Энерготехпром" и ознакомился с конструкциями (1968 г.)

За смену можно смонтировать здание длиной 60 м. В энерготехпроме были разработаны быстромонтируемые здания многоцелевого назначения (БМЗ) в железобетонном варианте. Таких зданий построено очень много и мне известно, что в настоящее время есть заводы, выпускающие конструкции БМЗ.

Не успели мы опомниться от ВАЗа, как началось сооружение камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и смежных с ним предприятий. Таких масштабов страна не знала. По сравнению с КАМАЗом, ВАЗ - карлик. Достаточно привести два примера: стройка в течение нескольких лет осваивала в день 1,2 млн руб., а наш главк четыре года поставлял для нее по 1 млн м3 сборного железобетона в год из трех производимых. Развернула свою деятельность усиленная группа подготовки производства. На первый случай необходимо получить от проектных институтов габариты конструкций. За весь период строительства первой очереди нами было изготовлено около 17 тыс. т металлических форм.

В Набережных Челнах была организована группа комплектации под руководством С.В.Егорова. Около 15-18 чел. следили за поступающим потоком грузов и давали нам информацию, которая позволяла скорректировать действия директоров-поставщиков. В 30 км от Набережных Челнов находился г. Нижнекамск. Там строились заводы нефтехимии (трудно перечислить названия) и ТЭЦ. Этот комплекс мы тоже обеспечивали железобетоном. В Нижнекамске был наш завод (директор Г. И. Уралов, главный инженер Г. А. Непогодин). Это был флагман Главэнергостройпрома. Производительность его доходила до 280 тыс. м3 в год. Обстоятельства в регионе заставляли нас все время расширять производственные площади. В Набережных Челнах у нас был завод ячеистых бетонов (ЗЯБ). Он выпускал блочные дома. С него и началось строительство г. Набережные Челны. Были выделены большие деньги на строительство базы строительной индустрии: домостроительного комбината на 240 тыс. м2 жилья в год, заводов - сборного железобетона, металлоконструкций, по переработке гранита и мрамора, керамзитового гравия, паркетной доски по шведской технологии (который так и не пошел), силикатного кирпича на 100 млн шт. в год. Строил Камгэсэнергострой очень плохо. По мере ввода в эксплуатацию объектов и определенной степени освоения мощности, у нас отбирали эти заводы и они переходили в ведение Камгэсэнергостроя.Это было в буквальном смысле слова издевательством. Когда я понял эту тактику, у меня пропал интерес к этой базе.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая