Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

А.И.Соколов "От полковника до полковника-инженера"

Своими боевыми действиями только одна моя 100-я ВД дивизия на Европейском театре сражений с февраля по 11 мая 1945 г. прошла с боями по территории Венгрии, Австрии и Чехословакии 800 километров. Было освобождено пять крупных городов, овладели 50 населенными пунктами, штурмом овладели городом Вена. В ходе боев пленили 4700 немецких солдат и офицеров, захватили два госпиталя с двумя тысячами выздоравливающих немецких солдат и офицеров, приняли капитуляцию 8200 немцев, захватили большое количество вооружения и техники.

Саперный взвод 298-го Парашютно-десантного полка, 100-й Свирской дивизии, 39-го корпуса, 9-й ВД армии, г. Кечкемет, Венгрия, 1945 г. (А. Соколов во 2-м ряду второй слева)
Саперный взвод 298-го Парашютно-десантного полка, 100-й Свирской дивизии, 39-го корпуса, 9-й ВД армии, г. Кечкемет, Венгрия, 1945 г. (А. Соколов во 2-м ряду второй слева)

В боях на западном направлении переименованные в 100-ю Гвардейскую стрелковую дивизию полки соединения сражались мужественно и героически, за что дважды личному составу частей были объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего. Четырем воинам нашего 391-го полка было присвоено звание "Герой Советского Союза", один воин получил Кавалера ордена Славы всех трех степеней, 8336 гвардейцев награждены орденами и медалями, а 304 полк нашей дивизии удостоен наименования "Венский".

Дорогой ценой оплачен боевой путь нашей 100-й Краснознаменной дивизии в годы Великой Отечественной войны. Общие потери дивизии на Карельском, 2-м и 3-м Украинских фронтах - 9218 человек, в том числе 2142 солдата и офицера пали смертью храбрых.

В январе 1955 г., в связи с сокращением Вооруженных сил нашей страны "сотая" дивизия была расформирована.

И вот пришла, настала дата
И был салют со всех сторон.
На гимнастерке у солдата
Медалей блеск и Славы звон.

А под медалями и
Славой Забилось сердце горячо
- Закончен пир войны кровавой
- Так, значит, поживем еще!

Так начался второй период моей жизни в мирное послевоенное время. После окончания в 1952 г. обучения в Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе с присвоением квалификации инженера-электромеханика по авиационному профилю, я был повторно призван в ряды Советской армии с присвоением офицерского звания в войска Дальней авиации, которая в это время оснащалась новой техникой главного конструктора А.Н. Туполева. Эксплуатация новой техники требовала высшего инженерного образования и почти весь наш выпускной поток, в том числе и девушки, были призваны решать эту поставленную Правительством задачу.

Работая на предприятиях Дальней авиации и предприятиях авиационной промышленности, в конструкторских бюро, к полученным в институте знаниям я добавлял практический опыт. В дальнейшем он пригодился для выполнения советнической миссии в странах Африки, Азии, Варшавского договора, для исполнения интернационального долга. Последние 13 лет до перевода в Центральные органы Министерства обороны я являлся ведущим специалистом в области автоматики, средств навигационного оборудования и оборудования жизнеобеспечения летного состава двух модификаций самолетов разработки ОКБ А.Н. Туполева "22" и "28".

В связи с окончанием продленного срока службы по возрастному цензу, в феврале 1975 г. я был демобилизован и без перерыва продолжил свою служебную карьеру в Специальном конструкторско-технологическом бюро по высоковольтной и криогенной технике Мосэнерго в должности заместителя руководителя организации. Затем был переводен в штат Управления Гражданской обороны в Минэнерго СССР на должность заместителя начальника отдела по капитальному строительству объектов Гражданской обороны.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая