Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

На железнодорожной станции, Степная (СКЖД, Ростовская область) наш эшелон, прибывший для выгрузки, встретил начальник станции. Он сообщил мне неприятную новость - уже три дня, всегда с утра, немецкий самолёт- разведчик Фокке-Вульф (или, как его называли за внешний вид "рама") кружит над станцией и посёлком. Стало ясно что действовать надо быстро, иначе немцы разбомбят и станцию, и батарею. Мы с ним обошли территорию станции и определили места подачи платформ и вагонов, где обеспечивается выгрузка и сразу вывозка со станции артсистем и, в первую очередь, боеприпасов . Разгрузка по разработанная нами схеме началась немедленно, персонал станции работал чётко, ну а нам помогал опыт, полученный при перевозке артсистем в Очамчири. Снаряды и, отдельно от них, заряды, мы временно складировали и замаскировали в оврагах в степи, на различных расстояниях от станции. Вскоре на станцию Степная прибыли разведчики батареи, они уже обследовали степные дороги и проложили самый короткий, легкий и безопасный маршрут для движения нашей колоны. К месту установки батареи на Павло-Очаковской косе нам предстояло пройти более 100 километров с артустановками на санях, "волоком", весь путь проходил по открытой местности. Для уменьшения риска потерь от налетов авиации противника при движении нашей колонны по открытой местности, я попросил командира организовать авиационное прикрытие для нашей колонны. За первую ночь мы проехали всего 10-12 километров. На другой день, получив сообщение о том, что нам будет обеспечено авиационное прикрытие, я ввёл новый график движения нашей колонны, с двумя периодами суточного передвижения. Первый - с 5-ти до 10-ти часов, второй-с 17-ти до 22-х часов. При движении вся колона покрывалась дорожной пылью. Во второй день, нам пришлось остановиться из-за неисправности тягачей и износа саней. Используя опыт демонтажа установок в Очамчири, мы быстро их переставили на запасные сани. С помощью местных властей часть неисправных тягачей заменили исправными, а у остальных тягачей поменяли, в очередной раз, воздушные фильтры и некоторые детали. Большую роль в поддержании на ходу наших транспортных средств сыграл старшина транспортной группы Котляр Иван Степанович, который до войны был главным инженером крупной станции по ремонту машин и тракторов (МТС). В России таких людей называют ,,мастер золотые руки". Третий день пути прошёл без существенных помех. Авиационное прикрытие сработало хорошо. Налетов авиации не было, хотя немецкие самолёты- разведчики сопровождали нашу пыльную колонну всё время. Иногда мы слышали где-то в стороне звуки воздушных боев, видимо работало наше авиационное прикрытие. Командование АВФ приказало установить нашу батарею ОБС- 723 на Павло-Очаковской косе, на побережье Таганрогского залива, на том месте на котором в 1941 году оборонялась береговая стационарная батарея. При отводе наших войск из Приазовья, сооружения этой батареи приказали взорвать. Когда мы прибыли на место боевой позиции, я увидел готовые артиллерийские дворики, с торчащими болтами для установки и крепления артсистем, доставленных нами. Позже, я увидел взорванный снарядный погреб с разбросанными взрывом вокруг снарядами. Это место было ограждено колючей проволокой. Остатков взорванных орудий я не обнаружил. Доставленные на боевую позицию орудия были установлены на болты и закреплены на них. Затем мы смонтировали все механизмы батареи, провели регулировку механизмов и приборов и провели контрольные стрельбы, после чего батарея вступила в состав действующих частей Азовской военной флотилии.

Личный состав огневого взвода, которым я командовал, между боевыми стрельбами, вместе со всеми продолжал сооружать другие объекты батареи: ложные позиции орудий, снарядные и, отдельно, зарядные, погреба, землянки для размещения людей и другие специальных землянки и площадки для КП, ЗКП, ЦП, дальномеров и прожекторов, дизелей и прокладку кабелей. Отдельно, в стороне, соорудили хозяйственный блок в землянках: камбуз, расходные склады, медицинский пункт и другие бытовые помещения. Важной задачей была маскировка объектов батареи для защиты от авиации противника, этому мы уделяли много времени и сил.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая