Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Журнал Энергопрогресс

 
История энергетики

 
Выдающиеся деятели энергетики

 
Воспоминания ветеранов-энергетиков о ВОВ

 
Материалы научно-практической конференции

 
Памятные и знаменательные даты ВОВ

 

Воспоминания ветеранов-энергетиков о Великой отечественной войне

Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

В.П.Воробьев "Уникальный случай"

Успешное наступление наших войск летом 1944 г. на Карельском перешейке и в южной части Карелии поставило Финляндию перед фактом военного поражения. Стремясь воспрепятствовать выходу Финляндии из войны и блокировать наш флот, в восточной части Финского залива гитлеровское командование сосредоточило большие силы. Отряд вражеских кораблей насчитывал более 200 единиц, в том числе и эскадренные миноносцы. В первой половине года противник выставил 15 тыс. мин и минных защитников, в том числе свыше 2 тыс. в районе Бьеркского архипелага. С началом наступления наших войск противник дополнительно ввел в Финский залив более 100 боевых кораблей. Если в 1942-1943 гг. в Финском заливе немецких подводных лодок не было, то в июле 1944 г. в стесненной восточной его части действовало 10-12 немецких и 5 финских подводных лодок. Им ставилась задача уничтожать советские военные корабли вне зависимости от тоннажа, вести борьбу с морскими перевозками и не допускать высадки десантов. Вот они и избирали своей целью даже такие маленькие корабли, как морские охотники. Это были наиболее распространенные тогда в германском флоте усовершенствованные подводные лодки типа "VII-С". Длина их составляла 67 м, ширина 6,3 м, надводное водоизмещение 770 т, скорость надводная 17 узлов, подводная 7,5 узлов, предельная глубина погружения 100 м, вооружение - четыре носовых торпедных аппарата, два кормовых, 14 запасных торпед, спаренная 37 миллиметровая артиллерийская установка и спаренный 20-миллиметровый автомат. Но самым примечательным являлось то, что такие подводные лодки имели новые торпеды - электрические бесследные и самонаводящиеся Т-V.

Однако в нашем 1-м гвардейском дивизионе в июле 1944 г. о наличии подводных лодок в проливе Бьеркезунд, где катера несли дозорную службу, командирование не ведало. Не знали катерники и того, что около полудня 30 июля, когда у северного выхода из пролива взметнулся столб дыма, где нес дозорную службу МО-105, его торпедировала подводная лодка. "Подорвался на мине" - высказали свое предположение моряки гвардейского МО-103, который вечером должен был сменить "сто пятого". Но не получилось. В результате взрыва в средней части корпуса катер переломился, кормовая часть его затонула сразу, а носовая некоторое время находилась на плаву. Из его экипажа удалось подобрать и доставить в госпиталь лишь семерых.

Гвардейский МО-103, которым командовал старший лейтенант А.П.Коленко, получил задачу немедленно выйти на линию дозора. Александр Коленко родом был из Днепропетровска. По комсомольской путевке он пришел на флот и грозный час войны встретил на Балтике. Частые бои с противником требовали от молодого командира и тактической сметки, и хладнокровия, и смелости. Он сумел сплотить моряков в дружный боевой экипаж. Их было 25 - разных по возрасту, образованию, характеру. И все они с полуслова понимали своего командира, четко действовали в боях. Так было и в мае 1943 г., когда на катер обрушилась эскадрилья вражеских самолетов. Десяток бомб сбросили тогда фашисты. Но МО-103 невредимым вышел из труднейшей схватки, сбив фашистский самолет.

И вот 30 июля 1944 г. МО-103 спешил к месту гибели "стопятого". Тщательно прослушивает район гидроакустик. Бдительно несут вахту моряки на всех боевых постах. Через некоторое время увидели, что с "каэмки" (катера КМ-910) взвилось несколько белых ракет - условный сигнал обнаружения подводной лодки. На малом охотнике прозвучали колокола громкого боя. Коленко перевел ручки машинного телеграфа на "полный вперед" и скомандовал рулевому держать на катер. Командир КМ-910 старшина 1-й статьи В. С. Павлов доложил, что экипаж разглядел под катером подводную лодку, шедшую курсом на северо-запад. Малый охотник лег на курс по указанному Павловым направлению и начал поиск подводной лодки. В 19.10 акустик доложил:

- Контакт с подводной лодкой, слева пятнадцать, дистанция семь кабельтовых!
Коленко скомандовал:
- Право руля! Курс двести сорок шесть! Атака подводной лодки! Бомбы окончательно приготовить! Глубина взрыва 15 м!
- Мгновенное эхо! - доложил акустик.
- Первая!. Вторая!. Третья!.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»
  Энергетики возродили легендарный альманах для детей «Хочу все знать»

«Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности 
  «Ленэнерго» работает в режиме повышенной готовности

Саяно-Шушенская ГЭС работает в штатном режиме
  Саяно-Шушенская ГЭС работает в штатном режиме

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2017 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта