Карта сайта
Гостевая книга
Контакты

О совете      Пресс-центр      Членам партнерства      Мемориал      Предложения

Журнал Энергопрогресс

 
История энергетики

 
Выдающиеся деятели энергетики

 
Воспоминания ветеранов-энергетиков о ВОВ

 
Материалы научно-практической конференции

 
Памятные и знаменательные даты ВОВ

 

Воспоминания ветеранов-энергетиков о Великой отечественной войне

Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "Черноморский флот в боях"

Свою жизнь, как и многие мои однокурсники, я связывал со службою на Военно-морском флоте. В июне 1940 г. после окончания полной средней школы, по комсомольскому призыву, был принят в ВМУ им. ЛКСМУ г. Севастополя на артиллерийское отделение. После формирования группы проходил месячный курс обучения "молодого краснофлотца", которое для многих курсантов было трудным делом, но при неоднократном повторении одного того же действия все заканчивалось благополучно.

Обучали нас и командовали нами в тот период старшины-сверхсрочники, которые, до этого отслужили на флоте пять лет срочной службы. Такой был в то время срок службы на флоте. Лучшие из старшин и матросов оставались на сверхсрочную службу, как минимум еще на пять лет. Из них выходили отличные воспитатели, они за один месяц курса нас "мальчишек", вчерашних школьников, приучали к дисциплине, порядку существующему на флоте и прививали первичные навыки службы матроса первого года службы. Воинские уставы того времени были очень строгими. Права у младших командиров были большие, и они ими пользовались в полном объеме. Все приучались действовать по уставу и быстро, как говорят, "бегом по трапу". Назначенные поощрения и наказания воспринимались правильно, никакой дедовщины не было, и слова такого мы не знали.

После прохождения месячного курса нас отправили на корабли эскадры Черноморского флота для прохождения морской практики по полному курсу строевого матроса названного корабля. Наша группа была расписана на крейсер "Коминтерн" с мощным вооружением, постройки до первой мировой войны. Это один из последних боевых кораблей, на котором в качестве топлива для котлов использовался каменный уголь, как говорят "ходивший на угле", он только в начале 1941 г. прошел модернизацию, был переведен на жидкое топливо. Все на практике было интересно, хотя и трудно. Особенно запомнилась бункеровка угля на корабль. В Севастополе был специальный причал - угольная пристань, где хранились в буртах запасы угля, у этой пристани швартовались корабли и суда для заправки углем.

Крейсер пришвартовывался к причалу лагом (бортом). Спускали на причал трапы, по ним таскали на плечах мешками уголь из буртов, который через горловины в палубе ссыпался в угольные трюмы, где кочегары его разравнивали. Вся команда крейсера и курсанты разбивались на группы по 10 человек. В погрузке не участвовал только командир корабля капитан 1-го ранга Барбарин. Офицеры становились счетчиками количества мешков с углем, доставленных на борт каждой группой. Шло задорное соревнование между ними. Оркестр играл бравурные марши. Погрузка начиналась в 6 часов утра, 50 минут бегали с мешками, затем 10 минут отдых и так до 11 часов. После этого мокрая уборка корабля, тоже нужно было приложить значительные усилия, чтобы отмыть от угольной пыли, проникшей всюду от ватерлинии до клотика мачты корабля, потом стирка робы и помывка. За первое место выдавались призы, настроение было бодрое, и желание победить владело всеми.

При первой бункеровке в Севастополе наша команда заняла место в середине, а уже при погрузке в Одессе - 1-е место. Весь период практики прошел в походах и учебных стрельбах. Мы все поняли, что такое служба на корабле, хотя это был нелегкий труд, но организован он был блестяще, и как всякая хорошо организованная работа, не угнетал, а наоборот облегчал выполнение задания. Такая работа не казалась нам рабским трудом.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая

Новости энергетики

Саяно-Шушенская ГЭС работает в штатном режиме
  Саяно-Шушенская ГЭС работает в штатном режиме

Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи
  Между Мальтой и Сицилией построят межгосударственную линию электропередачи

На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат
  На Волжской ГЭС запущен модернизированный гидроагрегат

Все новости >>>

Спонсоры сайта:

 
© 2008-2017 Некоммерческое партнерство «Совет ветеранов энергетики»
Разработка Poirty
Карта сайта